Что значит целомудренная. Что значит "целомудренная девушка"? Целомудрие и девственность - разница. Какие качества свойственны для целомудренной девушки

Для начала приведу вам несколько определений, что понимается под словом «целомудрие»:

1) Целомудрие – христианская добродетель, духовная и телесная чистота, непорочность. Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

Целомудрие и благородство – две категории ценностей, составляющие понятие чести.

2) Целомудрие – положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают:

а) отказ человека от сексуальных отношений вообще,

б) воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

"Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского». Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов:

«Есть женщины в русских селеньях (…)

Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит - рублем подарит».

Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери.

Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница “заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: “Эх! И ты такая же! Все вы такие!” . Самым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама - неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения. Но и восклицание этого молодого человека - свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: “все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь - самообман, далеко не все так живут и так поступают.

Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: “Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как “честь”, и тем более “женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил.

Если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания."(Протоиерей Александр Ильяшенко)

Преимущества целомудрия

Целомудрие уберегает – от необдуманных поступков и непредсказуемых последствий.

Целомудрие даёт силы – для того, чтобы управлять своими желаниями.

Целомудрие даёт освобождение – от греховных отношений и низменных мыслей.

Целомудрие даёт уверенность – в правильности пути.

Целомудрие даёт открытость – без доступности и самоуважение – без гордыни.


Целомудрие – это целая мудрость

Женщина по природе гораздо эмоциональнее мужчины, и посему лучшее направление для ее самореализации – творчество. Для девочек очень важно фантазировать, вырезать, украшать. Например, раньше они вырезали кукол из картона и сами придумывали им разные фасоны платьев, которые можно прикрепить, а потом менять на другие. Таких самодельных вещиц у них были целые коробки. Сегодня выбор кукол огромен, но они лежат горой в углу, а девочки требуют все новые и новые игрушки, так как их не научили творчески мыслить. С годами этот неразвитый творческий компонент плавно перейдет в семейное лоно, и, приняв уродливые формы, выльется в претензии и недовольство.

Еще один важный момент, который необходимо уделять в воспитании девочки, – целомудрие. Если разобрать это слово по слогам, то в нем заключен огромный смысл – целая мудрость. Это слово практически вышло из лексикона и культуры поведения современных людей. Нынешние ценности призывают «брать от жизни все, чтобы потом было что вспомнить в старости», и главным в этом смысле является неограниченная половая жизнь. Но женщина, сменившая многих партнеров, не сможет сосредоточиться на одном мужчине, ей всегда будет казаться, что где-то есть лучше, и, соответственно, она никогда не будет удовлетворенной. Кроме того, девушка не должна менять партнеров, потому что согласно своей природе она сильно привязывается к мужчине. Для нее вступление в близость равнозначно тому, что отдать свое сердце. К сожалению, многие современные мужчины пользуются этой доверчивостью, разбивая женщинам жизнь, а те проходят через череду жизненных драм. Поэтому воспитанию целомудрия у девушки нужно уделять первостепенное значение.

Девушке очень важно уделять все внимание одному мужчине – своему мужу, и такой подход – основа ее счастья в будущей семейной жизни. В былые времена, перед тем, как создать семью, молодые люди объявляли о своей помолвке, и в течение полугода-года не вступали в сексуальные отношения, узнавали друг друга, как личностей, определяли, насколько схожи их цели и взгляды.

Итак, девочке нужно помочь развить творческую энергию и воспитать в ней целомудрие, понимание того, насколько она важна, как цельная личность.

Целомудренная женщина – успешная жена.

Целомудренная жена обладает силой. Целомудрие – это сила, с помощью которой можно решить любой вопрос. Если жена хорошо относится к мужу и целомудренна, то он будет достигать успеха во всем. Исключений не бывает.

Есть четыре составляющих целомудрия женщины:

1) Не изменять своему мужу.

2) Помогать ему во всем.

3) Любить его предназначение, дело его жизни.

4) С уважением относиться к его родственникам.

Если женщина соблюдает эти четыре условия, она абсолютно целомудренна. Если соблюдает только три из них – целомудренна на семьдесят пять процентов и т.д. (Марина Таргакова)


Восемь качеств женщины, которые дают ей возможность быть целомудренной.

Первое качество – женщина не должна быть жадной.

Жадность – это желание иметь себе. Согласно Ведам, чувства привязываются к каким-либо объектам. Так как чувства имеют тонкую материальную природу, то они реально пропитывают тот объект, к которому они привязываются. Они подобны щупальцам, и ум, испытывая на себе их влияние, начинает проявлять беспокойство и постепенно в нем возникает желание обладать этим объектом. Поэтому, если женщина очень жадна до половых наслаждений, то естественным образом, в какой-то момент, муж ее может не устроить в чем-то, и она начнет привязываться к другим мужчинам. В начале смотреть на них, пропитывая их своими чувствами. Потом все больше и больше будет хотеть изменить своему мужу. Таким образом, целомудрие будет уничтожено. В результате счастье семьи тоже будет уничтожено.

Второе качество – целомудренная женщина умело ведет свои домашние дела

Очень важно понять, что когда женщина чиста, у нее естественным образом появляется вкус к тому, чтобы вести домашние дела. Когда она нечиста, то есть не целомудренна, гуляет где-то, то домашние дела ее не интересуют, и она ведет их не очень умело. Потому что умелость женщины зависит чисто от желания сделать что-то приятное своему мужу, показаться ему хорошим человеком. Она все делает для того, чтобы удовлетворить своего близкого человека – такова природа женщины. Если же ей в этом доме удовлетворять некого, то у нее все падает из рук, и от этого домашние дела идут не так умело.

Третье качество – женщина должна быть знакома с законами жизни

Эти законы называются религиозные правила. В каждой вере, в каждом учении есть религиозные правила жизни, и женщина должна быть с ними знакома для того, чтобы знать, соответствует ли закону то, что требует от нее мужчина. Если это не соответствует закону, то она должна мягко, в смиренной форме, возразить ему, и здесь не будет ничего плохого. Но если она не знакома с законами жизни, не знает, как все правильно организовать, то когда ее муж сделает ей замечание или просто предложит ей сделать что-то каким-то образом, она может не согласиться и возникает конфликт.

Четвертое качество – женщина должна уметь приятно говорить.

Когда она приятно говорит, даже если она чувствует себя оскорбленной и раздраженной, приятная речь создает впечатление уважения. Приятная речь означает, что человек говорит уважительно. Уважительная речь смягчает конфликт. Она дает возможность людям найти общее мнение, потому то уважительная речь естественным образом вводит всех в состояние умиротворения.

Пятое качество – женщина должна уметь говорить правдиво

Когда муж замечает, что его жена хоть немножечко лукавит с ним, он полностью в ней разочаровывается. Для мужчины очень важно, чтобы женщина была открытой и честной по отношению к нему. Это является естественным качеством женщины – быть простой и честной и раскрывать мужу все глубокие моменты своего характера, своей психики.

Шестое качество - женщине следует быть удовлетворенной при любых обстоятельствах. Мы знаем, что женщины часто не понимая этого, требуют от своих мужей больше, чем те способны дать. Допустим, жена требует от мужа больше денег или чего-то еще, не хочет быть удовлетворенной. В результате начинаются конфликты, потому что мужчина тоже неудовлетворен. Он пытается сделать как лучше, но его жена все равно остается недовольной. Так как жена – это энергия, то когда она не довольна, она начинает распространять свою силу недовольства на всех окружающих. Допустим, если муж недоволен, он может хранить это в себе, и в принципе, если он ведет себя тихонько, жена может этого не заметить. Но если жена ведет себя тихонько, но при этом недовольна, то все окружающие почувствуют недовольство внутри себя, и возникнут ссоры потому, что жена – это энергия, это сила, которая влияет на всех окружающих. Таким образом, если жена неудовлетворена при любых обстоятельствах, то в семье есть большая склонность к спорам, к конфликтам.

Седьмое качество – быть всегда внимательной

Очень часто бывает, что из-за невнимательности люди ссорятся и теряют друг друга. Внимательность означает угадать плохой момент жизни своего мужа, угадать плохой момент жизни своих детей. У каждого человека бывает в жизни плохой период. Близкие люди должны быть внимательны и угадать этот плохой период. Таким образом, надо быть внимательной к изменениям у своих близки, друзей.

Восьмое качество – быть чистой.

Таким образом, имея все эти восемь качеств, женщина становится целомудренной, то есть у нее не появляется ни малейшего желания идти куда-то и заниматься с каким-то другим человеком недозволенными вещами. Выше перечисленные качества можно назвать одним словом – женской добродетелью. Добродетель означает “делать добро”.

Мужчина по-своему творит добро в этом мире, женщина по-своему, творит…через мужчину. (Олег Торсунов)

Как развить в себе целомудрие

* Семейное воспитание. Разумная строгость родителей по отношению к детям, пример верности в браке – помогают сформировать в детях целомудренность.

* Религиозное воспитание. Поистине религиозный человек целомудрен по определению - проникаясь религиозностью, люди встают на путь целомудрия.

* Самосовершенствование. Умение согласовывать эмоции с разумом, умение отличать необходимое от чрезмерного, борьба с внутренними проявлениями лживости, распущенности – верный путь к воспитанию в себе целомудрия.

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении.

Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности . Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу . Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия - смирение .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. ).

См. также

Примечания

  1. Целомудрие // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
  2. Что такое целомудрие? Архивная копия от 22 сентября 2009 на Wayback Machine // Душепопечительная беседа с молодежью, Меноннистская христианская библиотека
  3. «В помощь кающимся», из творений святителя Игнатия Брянчанинова. - Сретенский монастырь, 1999.
  4. Св. Амвросий Медиоланский, О вдовах 23
  5. Катехизис Католической Церкви. Разные виды целомудрия (недоступная ссылка с 11-05-2013 )

ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ? ЭТО ЦЕЛОСТНОСТЬ И ЧИСТОТА ЧЕЛОВЕКА Многие современные обыватели понятия не имеют что такое целомудрие человека, поэтому сводят его лишь к судьбе прекрасной половины человечества, да и то, ограничивая его временным периодом, до потери девственности... Целомурие этимология «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» (моральная добродетель) указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни.... , цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» - П.Флоренский. Целомудрие и благородство - две аксиологические категории, составляющие понятие чести. А наши предки советовали нам беречь честь смолоду... Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Федоров Н.Ф.). «Целомудрие - это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет всё человеческое» - св. Ефрем Сирин. Правдивость этого высказывания в современное время не требует доказательств, вся современная культура этому подтверждение. Целомудрие - это состояние души и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия, свободой от внутреннего душевного разлада, которая не обусловливается внешними факторами; сохранение душевной и телесной чистоты в общении с другими людьми. «Лишь сохраните, я молю, Всю чистоту души прекрасной И взгляд на жизнь простой и ясный, ...» Аполлон Григорьев 1850 год Ю.М.Масютин «Ассоль» Отождествление целомудрия с девственностью - сужение понятия. Так Амвросий Медиоланский говорит минимум о трёх формах целомудрия: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства... ». Таким образом, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека, его личности в целом. Отсюда и само слово «целомудрие», т.е. мудрость целого и единого - пребывание в сознании Вселенского мироустройства и его законов. Потеря целомудрия - это растление Растление - это деятельность, которая сужает видение реального мироустройства до его незначительной материальной составляющей, которая и провозглашается как самая важная и ценная в жизни живого существа. «Следует заметить, что душа растлевается не только плотскими грехами, но и: сребролюбием, славолюбием (тщеславием), завистью и ненавистью, гневом, дерзостью и жестокосердием, ложью, лихоимством и богозабвением, и всяким другим злом... » - преподобный Ефрем Сирин. Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» - преп. Амвросий Оптинский. «Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей.» Иоанн Златоуст Поэтому и говорится, что если по-своему внутреннему состоянию человек исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений и живёт этими страстными мыслями, чувствами, то целомудренным его назвать никак нельзя, хотя внешне это пока ещё мало проявляется, но для мудрого и опытного ока это будет сразу же видно. « ... чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота... » В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывеской души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы. К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение - живое отображение благочестивого духа, благонравия и скромности. Целомудренная скромность проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)... Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты» - свят. Амвросий Медиоланский. Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский). Целомудрие является и в слове – в чистоте нашего языка. Взор и слух целомудренного человека отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.). Как говорится, что в голове, то и на языке: «Много срамного изрыгает язык (людей) похотливых (и развратных), много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих» - святой Григорий Богослов. «Как неповрежденный глаз всё видит чисто, действительно так определяя, как что есть... так и чистая душа всё видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое пылью греха, и хорошего не может видеть хорошим» - преподобный Ефрем Сирин -, и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках. Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению и восхищению Бога. Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к Верховной святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом, они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Богу, «создавшему всякую красоту Себе ради» - святой Иоанн Кронштадский. ПЛОДЫ ЦЕЛОМУДРИЯ «Чистота, следствие целомудрия, есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием её.» - преподобный Исаак Сирин. У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота – дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения. Чистота радует сердце, приобретшее её, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль, Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие. «Приятность чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело» - Пс. 138:14. «Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и непоколебимую чистоту тела и души и есть не что иное, как святость.» Фундамент целомудрия «Целомудрие - это состояние того, кто достиг такой духовной цельности, такой внутренней мудрости, которая не дает ему отклониться от Бога, отклониться от чистоты, отклониться от своего человеческого величия, то есть от служения Образу Божию в себе самом.» - митрополит Сурожский Антоний. В таком состоянии нет необходимости в воздержании, о чём говорит преподобный Иоанн Кассиан: «Иное, – говорит он, – быть воздержанным, а иное чистым и, так сказать, прийти в расположение непорочности и нерастленности, что называется невинностью... ». «Святость, - пишет епископ Феофан Затворник, - есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий». Праведно жить - значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво – значит всё творить посвящая Богу и всячески прославляя Его имя. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего - молитву и творение всего во славу Его. «Целомудрие зиждется на смирении. «Нельзя приобрести этой добродетели, если прежде не будут положены основания смирения». За смиренномудрием следует воздержанность во всём, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием» - преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению - «сочетавают с Богом» - преп. Никита Стифат. ЦЕЛОМУДРИЕ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному здоровью личности. Апостол Павел так пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Поэтому последствия блуда наступают не в будущем только, они настигают человека и в земной его жизни. Целомудрие - мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил. Распутство отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает. Kris.h.Nive по материалам «Азбуки Веры»

«Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями.»
Монахиня Нина (Крыгина), «Целомудрие Царской семьи»

«Целомудрие - всеобъемлющее название всех добродетелей».
Иоанн Лествичник.

Целомудрие – это добродетель являющая духовную и телесную чистоту, непорочность.
Это внутренняя чистота души, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами.

Целомудрие и благородство – две нравственных ценности, которые в большей степени связанны с понятием "Чести" .

“Целомудрие” в словаре русских синонимов:
безукоризненность, безупречность;
здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность.

Словарные определения

В словаре Ушакова (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Целомудрие, целомудрия, мн. нет, ср. (·книж.). Добродетель, строгость в нравственном отношении.

В словаре Ожегова (Толковый словарь Ожегова)
Целомудрие:
1. То же, что девственность;
2.перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:
«Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

“Целомудрие” в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» Термин «целомудрие» в словаре не найден.

«Целомудрие» в христианской религиозной традиции

Слово «целомудрие» - это религиозное, это духовное слово. И поэтому, чтобы стать целомудренным, нужно стать чуточку религиозным. Священники это знают. Слово, понятие «целомудрие» появилось задолго до рождения Руси. Вот два очень небольших примера.

Вот послание апостола Павла к римлянам. 3-й сих из 12-й главы:
1) на церковнославянском языке:
«глаголю бо благодатию давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры»
2) на русском:
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте целомудренно, скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»

Вот молитва Ефрема Сирина, жившего в IV веке
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

Отсюда видно, что целомудрие – это дух, это дар, который нужно испрашивать и получив, очень бережно его хранить.

Целомудрие – это религиозное понятие. Целомудрие – это не хорошо или плохо, это – либо есть, либо нет. Девственность, супружеская верность, скромность и т.д. все это о целомудрии, но не целомудрие. Целомудрие начинается с послушания: родителям, учителям, мужу, жене... Но как удержаться в послушании, если человек не религиозен, если его оценки всего на уровне: «хорошо – плохо». Да еще и того «хорошо – плохо», как он сам их себе представляет.

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие - уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных.
Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний;
совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога ».

Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом - богатство церковной дисциплины».

Определени из Википедии - свободной энциклопедии.

Целомудрие - положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают:
а). отказ человека от сексуальных отношений вообще,
б). воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

В моральной философии, помимо этого содержания, в понятие целомудрия привносился некоторый особенный смысл: во-первых, оно, как правило, применялось в качестве характеристики еще не сформировавшегося человека; во-вторых, выражало подобающее отношение (а именно - воздержание) не только к сексуальным, но и к телесным удовольствиям вообще, а также к сильным страстям, влечениям, необузданным порывам и т. п. - ко всему, что может разрушить целостность человека. Целомудрие понималось как отказ молодого человека от испытаний, с которыми он пока не в силах справиться.

Некоторые культуры ориентировали на целомудрие как на универсальный идеал. В христианстве это отчасти проявилось в обете безбрачия всего католического духовенства (целибат) и православного монашества, а также в том, что для мирян допустимыми признавались только брачные сексуальные отношения, единственное оправдание имеющие в рождении детей.

Понятию целомудрия по значению близко понятие невинности. Как и состояние невинности, целомудренное состояние отличают целостность, гармоничность, чистота. Существенная же особенность целомудренного человека состоит в том, что он не является невинным в отношении добра и зла, знает их абсолютную различенность, его мысли, чувства и поступки находятся в поле напряженности, образованном основной моральной дихотомией, поэтому подлежат моральной оценке. Невинность же внеморальна. Кроме того, внутренняя жизнь целомудренного человека сложна, дифференцирована, осознаваема. В силу данных особенностей сохранение внутренней гармонии и гармонии с миром, непорочности, покоя в добре требует от целомудренного человека, в отличие от невинного, для которого такое состояние естественно и бессознательно, совершения определенных усилий. Моральное усилие целомудренного направлено прежде всего на соблюдение запретов. Поддерживаемое в результате такого морального усилия блаженство П. А. Флоренский определял как «отдых от неустанно-жадного и никогда не удовлетворенного хотения, как само-заключенность и само-собранность души...».

Другим близким по значению понятию целомудрия является понятие умеренности. Если целомудрие характерно для этапа духовного становления человека, то умеренность является добродетелью зрелого человека, она проявляется в устойчивом самообладании, в умении быть хозяином своих чувств, желаний и страстей. Если целомудренный оберегает себя от непосильных испытаний, отказываясь от всего того, что может ввергнуть его во власть соблазнов, то для умеренного соблазнов не существует. По описанию Аристотеля, умеренный не имеет дурных влечений и не испытывает удовольствий, противоположных правильному суждению. Умеренность является характеристикой стремящегося к нравственно обоснованной или допустимой, с точки зрения нравственности, цели, будь то высшее благо, беззаветное служение Богу, счастье, выполнение долга перед самим собой. Целомудрие же характеризует духовное созревание человека, его основное назначение - защитить неокрепшую душу и дать ей сформироваться.

В современной либеральной этико-философской мысли понятие целомудрия перемещено в сферу сексуальности. Так, Р.Скрутон анализирует целомудрие в контексте сексуального желания. Целомудрие здесь предполагает сдержанность и осуществление лишь такого сексуального желания, которое направлено на объединение с другим(ой), предстающим(ей) в рамках данного отношения во всей полноте своей личности. Целомудрие направлено на поддержание целостности человека, в первую очередь - единства в нем сексуального и личностного. Оно проявляется в предрасположенности избегать осуществления сексуального желания, когда желанным оказывается лишь тело другого. В противном случае как субъект, так и объект желания оказываются лишенными целостности: телесность и личностность обоих оказываются отделенными друг от друга, а их отношения - обезличенными.

Целомудрие, строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость - качество, приобретаемое человеком с возрастом. Стыдливость по отношению к противоположному полу особенно сильно выражается с появлением вторичных половых признаков. В этот период молодые люди начинают серьёзно дружить, влюбляться. Дружба, а затем и любовь между юношей и девушкой - серьёзное испытание их нравственности. Сначала счастьем кажется возможность дотронуться до руки любимого, потом - прижаться к нему, поцеловать. Но человек быстро привыкает к дозволенному, и вот уже новый "запретный плод" манит, разжигает страсти. Попав в половодье неизведанных ощущений, молодые люди не всегда могут разобраться в своих чувствах, правильно оценить перспективы отношений друг с другом. Поэтому девушки должны хорошо взвесить все за и против добрачной половой жизни, а не руководствоваться минутным порывом. Во все времена молодым до брака предписывалось целомудрие, хотя общественное мнение легче прощало юношу и строже спрашивало с девушки.

Дело здесь не только во влиянии церковной морали, но и в том, что биологическую ответственность за интимную связь несёт исключительно женщина. Ей рожать, ей воспитывать ребёнка, если отец откажется от него. Сама природа наложила большую ответственность на девушку, обозначив девственность даже анатомически. Более того, во многих случаях именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых к себе отношений. Она задаёт тон любовным отношениям, делает их пошлыми или высокодуховными, поистине красивыми.

Не менее важной в межличностных отношениях является и позиция юноши. Недаром мерилом мужского достоинства всегда считалось его отношение к женщине. Настоящего мужчину как раз и отличает в отношении к любимой женщине сдержанность и корректность. Сегодня моральные требования, предъявляемые к мужчине и женщине, стали менее строгими. Однако и в наши дни без любви, уважения, привязанности, чувства долга интимная близость сводится лишь к обычному физиологическому акту. Вот почему юношеская сдержанность, девичья чистота, гордость, целомудрие - понятия не устаревшие. Это вопросы не только морали, но и будущего здоровья, счастья.

«Целомудрие - это не столько физиологическая и не только нравственная категория, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира».
Вера Абраменкова «Воспитание целомудрия»

«Целомудрие – это суверенитет как личности, так и общества по отношению ко злу».
Артемий Ермаков «Государство и целомудрие»

Высказывания великих и известных людей о Целомудрии.

Альбер Камю (1913-1960, французский писатель и философ): «Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл»

Иоанн Крестьянкин (1910-2006, священнослужитель РПЦ, архимандрит): «Красота души – в целомудрии и правде, здоровье души – в мужестве и благоразумии».

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799, французский драматург и публицист): "Небо всегда покровительствует невинности!"

Павел Гумеров (р.1974, русский священник, писатель): "Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли как грязь пачкают, оскверняют душу и сердце."

Целомудрие – положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают: а) отказ человека от сексуальных отношений вообще, б) воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.
Яндекс.словари | Энциклопедия "Кругосвет"

Целомудрие: 1) устар. Девственность, невинность. 2) перен. Строгость в нравственном отношении; добродетель.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

  • Целомудрие – это нравственная цельность; духовная и телесная чистота человека.
  • Целомудрие – это воздержанность и возвышенность не только в поступках, но и в мыслях.
  • Целомудрие – это здравомыслие в делах, умеренность в желаниях и искренность в словах.
  • Целомудрие – это направленность желания человека не только на тело, но и на личность партнера, единство сексуальной и духовной составляющей отношений.

Преимущества целомудрия

  • Целомудрие уберегает – от необдуманных поступков и непредсказуемых последствий.
  • Целомудрие даёт силы – для того, чтобы управлять своими желаниями.
  • Целомудрие даёт освобождение – от греховных отношений и низменных мыслей.
  • Целомудрие даёт уверенность – в правильности пути.
  • Целомудрие даёт открытость – без доступности и самоуважение – без гордыни.

Проявления целомудрия в повседневной жизни

  • Религиозность. Христианство проповедует целомудрие, освящая лишь те физические отношения, в которые молодые люди вступают после заключения брака.
  • Монашество. Обет целомудрия (или целибат) – непременное условие для каждого, независимо от возраста и пола, желающего идти монашеским путем.
  • Межличностные отношения. Люди, умеющие ограничивать свои плотские желания, воздерживающиеся от случайных связей – демонстрируют целомудренность.
  • Семейные отношения. Целомудрие в браке – это верность супругов друг другу и отсутствие излишеств в их сексуальной жизни.

Как развить в себе целомудрие

  • Семейное воспитание. Разумная строгость родителей по отношению к детям, пример верности в браке – помогают сформировать в детях целомудренность.
  • Религиозное воспитание. Поистине религиозный человек целомудрен по определению - проникаясь религиозностью, люди встают на путь целомудрия.
  • Самосовершенствование. Умение согласовывать эмоции с разумом, умение отличать необходимое от чрезмерного, борьба с внутренними проявлениями лживости, распущенности – верный путь к воспитанию в себе целомудрия.

Золотая середина

Похоть

Целомудрие

Абсолютное воздержание

Крылатые выражения о целомудрии

Небо всегда покровительствует невинности. - Бомарше - Кому целомудрие в тягость, тому не следует советовать его, чтобы не сделалось оно путем в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души. - Фридрих Ницше - Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл. - Альбер Камю - Целомудрие в старости - не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается. - Василий Великий - Репутация сродни целомудрию: и то, и другое больше страдает от подозрения, чем от искушения. - Джош Биллингс - Жак Лекаррьер / Мария Египетская, или Испепеленное желание Данная книга будет интересна, прежде всего тем, кто предпочитает изучать добродетель в контексте художественного жизнеописания. Не смотря на ряд спорных с канонической точки зрения моментов, роман раскрывает личность Преподобной Марии Египетской во всей душевной красе и эволюции характера: от сладострастия – к вере и целомудрию. Девство и целомудрие Книга, выпущенная издательством «ДарЪ», от первой до последней страницы посвящена добродетели целомудрия, как она понимается в православии. Здесь Вы найдете слова святителей и подвижников прошлого, а также современных священников – о роли целомудрия в духовной жизни, истинные определения этой добродетели и советы сохранения духовной чистоты.