Почему человеку всю жизнь приходится понимать искусство. Зачем человеку искусство, музыка? Зачем мы это придумали с научной, с эволюционной точки зрения? Помогает понять реальность

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Его произведения присутствуют и находят отражение в абсолютно каждом нашем дне, будь то обыденный понедельник или же праздничный выходной. Многие замечают искусство, находят его проявления в любых мелочах, буквально живут в мире, созданном и наполненном их видением прекрасного, кто-то же напротив, не умеет или же попросту не хочет замечать созданные кем-то шедевры.

И те люди, которые умеют ценить и понимать ценность искусства, имеют большие преимущества перед теми, кто предпочитает жить без него. Искусство нужно, в первую очередь, для облагораживания нашей души. Имея богатый внутренний мир, наполненный воспоминаниями о прекрасных картинах, прочитанных произведениях или же услышанной музыкой великих композиторов и музыкантов, мы начинаем находить смысл там, где раньше его не видели.

Наши мысли и чувства начинают искать другие пути проявления, мы пытаемся мыслить по-другому, избегая шаблонов, которые присутствуют в нашей жизни, начинаем чувствовать сильнее, ценить и любить ту самую нематериальную сторону нашего мира, которая и приносит нам настоящее счастье.

Главный герой произведения Рэя Брэйдбери «451 градус по Фаренгейту» пожарный Гай Монтэг живет в необычное время, где само назначение профессии «Пожарный» утратило былой смысл. Теперь они не тушат пожары, а сжигают книги, читать которые в современном обществе запрещено. Монтэг также был уверен в правильности этого закона, пока однажды не стал свидетелем ситуации с женщиной, которая отказалась покидать свой дом и осталась гореть вместе с книгами, которыми обладала. Он начинает задумываться об истинном назначении творений писателей, что не мог не заметить его начальник, брандмейстер Битти. Битти уверен, что книги – это мощнейшее оружие, делающее человека намного выше остальных, сильнее по духовному развитию, что недопустимо. Все люди должны быть одинаковыми, как две капли воды, лишенными своей собственной личности, и именно в том случае ими можно манипулировать. Разум читающего человека – это необузданный разум, от которого можно ожидать самые непредсказуемые вещи, что нарушает обыденность и налаженный механизм зомбированного телепередачами жизни общества. Рэй Брэйдбери хочет показать, насколько легко люди поддаются управлению, стоит лишь перекрыть им доступ к духовному развитию и заполнить их дни чередой бессмысленной, отупляющей мозг и приносящей лишь моральное разрушение информацией.

Другой пример роли искусства в жизни человека показывает Мастер, один из главных героев произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Выиграв в лотерее приличную сумму денег, он тратит ее на съем комнатки в подвале, дабы осуществить свою главную мечту – написать книгу о прокураторе Понтии Пилате и философе Иешуа Га-Ноцри. Он оставляет абсолютно все свои заботы, дела, закрывается от всего мира, лишь бы его желание стало реальностью. Искусство, которое является самим фактом написания произведения, окрыляет Мастера, преподносит в его жизнь огромный смысл, в том числе преподнося смысл и в жизнь Маргариты. Булгаков хочет акцентировать внимание на том, что прирожденный талант к писательству способен изменить жизнь человека до неузнаваемости, открыть новые качества и ранее неизвестные ему источники вдохновения, заставить буквально жить написанием того, к чему так сильно лежит душа.

В заключении хочется сказать, что искусство – это то, что и делает нас людьми, отвечает за наше внутреннее, духовное развитие. Отними у человека прекрасное – и он сам завянет в деструктивной информации всего того, что нам пытаются внушить люди, желающие морального разложения общества. Сделать искусство основной вещью в нашей жизни – и мы все станем на голову выше отрицающих его существование людей.

Всем нам хорошо известен такой метод психологов, как толкование рисунков. Но мало кто задумывается, на каком мощном философском фундаменте он основан.

Когда мы с детьми изучали сложнейшую тему «Мировоззренческий кризис конца XIX – начала XX веков и его отражение в литературе и искусстве», я объясняла им суть искусства на очень простом, бытовом и знакомом каждой маме примере. Однажды я пришла за сыновьями в садик и на лестнице увидела выставку рисунков к 8 Марта. Признаюсь, свой портрет я искала с некоторым страхом: дело было в самый разгар 90-х, и денег не хватало не то что на парикмахерскую, но даже на еду. Вид у меня в те годы был измождённый, и, как вскоре выяснилось, я находилась уже на краю депрессии, с которого через пару недель сорвалась. Помимо этого, у меня давно уже был наполовину сколот передний зуб, и это тоже мешало улыбаться.

Каково же было моё потрясение, когда я обнаружила, что сын изобразил меня с золотыми волосами и весёлой улыбкой. Как озарение, пришла мысль: детям не важны мелочи и пустяки – они проникают в самую сущность явлений. Мама - это красота, добро и улыбка. И реальная мама может быть уставшей и сердитой, но ребёнок будет рисовать её весёлой и красивой. Во всяком случае, до тех пор, пока не убедится в обратном. Поэтому к детским рисункам надо относиться бережно и внимательно, помня, что искусство – способ познания мира. Однако чего мы чаще всего требуем от ребёнка? Чтобы он рисовал и лепил, добиваясь максимального сходства с реальностью.

И вот вырастает человек, для которого высшая похвала произведению искусства – «как в жизни», а то и «как на фотографии», сводящая роль искусства к простому копированию. А ведь останавливать наш взор должно как раз то, что не совпадает с нашим представлением об окружающем мире, потому что именно эти вещи могут открыть нам истину. Художник не просто срисовывает с натуры или беспорядочно бросает краски на холст – он пытается постичь смысл того, что видит. Изобразительное искусство открывает нам жизнь такой, какая она есть на самом деле, а не такой, какой мы привыкли её воображать. В этом искусство сближается с наукой, и в современной философии есть специальный термин – ненаучные формы познания. Не надо, подобно некоторым учёным, скептически относиться к этим формам, потому что и философский способ познания тоже входит в эту категорию. Искусство и наука не противопоставлены, а дополняют друг друга.

Поэтому попробуйте в музее не проходить мимо того, что вам непонятно, а остановиться и подумать, почему. Приучитесь останавливаться перед одной картиной, на которой изображён, например, пейзаж, и задумываться, почему именно этот вид, зачастую весьма обыденный, привлёк внимание художника. Поверьте, это очень интересно и очень многое поможет понять... в себе.

Раньше творческая деятельность в школах носила довольно ограниченный характер. Конечно, регулярно устраивалась концерты своими силами, школьная самодеятельность, пение, пляски и даже КВН. Но вот как дисциплина, искусствоведение появилось в школах относительно недавно. Да и то, не во всех школах. Из предметов, на которых изучают прикладное искусство, вечно было рисование и музыка. Сейчас ситуация начинает меняться. Во многих школах уже преподаю танец, игру на струнных инструментах, пение (частные занятия, а не «музыка» - всем классом), прикладные ремесла, резьба по дереву и прочее. И это - однозначно хорошо.

Зачем же нужно изучать в школе искусство? Всем известное определение искусства как своеобразной, авторской формы отображения окружающей действительностей, немного ставит в тупик тех, кто слышит его впервые. Ведь, поначалу кажется, что в картинах импрессионистов мало чего есть от реальности, в пении – мало чего от звуков бытовой речи. Тем не менее, так оно и есть. Искусство – форма жизни, просто преображенная, порой донельзя, внутренним взором художника.

Говорят, будто левое полушарие отвечает за логику и точные науки, а правое полушарие - за творческую деятельность. Может, оно и так, но это не означает, что в левой части мозга сконцентрировано все правильно, логичное, процесс мысли вообще, а в правой части - одни лишь голые эмоции, пустой экстаз творца. Нет, регулярные занятия творческой деятельность развивают оба полушария сразу, учат и мыслить, и излагать, и анализировать имеющееся, и придумывать свое. Ведь нет настоящего искусства, в котором правит балом одна лишь экспрессия без участия мысли и своей, пускай и необычно, но логики. Так, уроки творчества учат развивают мозг ребенка всесторонне, делают из него гармоничную личность.

Помимо этого, занятия искусством делают натуру человека более чувствительно, тонкой – следственно, более способной переживать хорошие и добрые чувства, порой недоступные человеку плохо образованному. Уроки рисования, музыки, танца необыкновенно способствуют сплочению коллектива, ведь занятия общим, интересным делом всегда имеют такой эффект.

Дополнительно:

  1. Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе
  2. Кинематограф в системе образования Есть такой предмет, как искусствоведение. И, хотя ему и отводят,...
  3. Компьютеризация в школе Нужная, несомненно, вещь. Несмотря на то зло, которое приносит интернет...
  4. Рисование в школе Один из последних по значимости предметов. По большому, мало зависит...


Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе


Один из последних по значимости предметов. По большому, мало зависит оценка в дипломе от того, что у ребенка стоит по рисованию. Возможно, на будущее это предмет и не особо влияет, но значения для психологического развития ребенка имеет огромное. Кстати, нужно отметит, что есть и практическая ценная от умения рисовать и образно мыслить – ведь именно из таких талантливых детей вырастают будущие дизайнеры, а эта профессия (в отличии от профессии художника) довольно прибыльная. Люди проектируют дома, обставляют квартиры, планируют сады – все это должен организовать дизайнер.

Даже покупая новую мебель, люди чаще берут кухни на заказ в последнее время, потому что хотят иметь собственный, уникальный интерьер, а не такой же, как у доброй сотни соседей. Какова задача предмета рисования в школе? Препятствовать тому, чтобы искусство превращалось в скучную обязанность (как это бывает в школе), и побуждать ребенка рисовать как можно больше дома. На уроке – само собой, но в свободное время от уроков рисунок может стать настоящей страстью, и вовсе не обязательно иметь какие-то особые способности к этому. Просто в форме рисования высвобождаются все эмоции , как положительные, так и отрицательные, что замечательно сказывается на психическом здоровье ребенка. К тому же, развивается образность мышления, воображение. Чтобы подтолкнуть детей, предложите сначала им иллюстрировать известный рассказ (это проще и интересней), потом – предложите сами тему. В «свободном плавании» дети часто теряются и не знают, что рисовать. А здесь главное – не отбить охоту в начале.

Дополнительно:

  1. Ребёнок и рисование Наверное, в каждом ребёнке с рождения живёт художник, только со...
  2. Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе Первые упоминания о роли обучения рисованию в школах мы находим...
  3. Атеизм в школе Ни для кого не секрет, что в последнее время влияние...
  4. Подготовка дошкольника к школе в семье Подготовка дошкольника к обучению в школе это очень важный процесс,..

Почему появилось искусство

Возникновение искусства относят к палеолиту и связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением человека познать окружающий мир. Известный русский психолог Л. Выготский писал: «Искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование».

Питер Брейгель (Старший). Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567

Зачем нужно искусство? Одни скажут - для отдыха, другие - для удовольствия, третьи - для самовыражения художника. Безусловно, отчасти это верно, но только отчасти. Искусство - это прежде всего документ эпохи, в нем отражаются мысли, чаяния, вера, надежда поколения, которое передает свое послание следующим поколениям. В то же время искусство - это особый способ выразить идею, словесно, визуально, музыкально, чтобы она была услышана, воспринята и не утрачена во времени. И этот запечатленный образ, написанный текст человек другой эпохи способен понять и расшифровать. Можно сказать, что искусство служит проводником для передачи идеи новому поколению. Ярким примером тому служит Евангелие, которое не только запись Слова Божия, но и великое произведение словесного искусства, вдохновлявшее в течение веков многих художников, поэтов, композиторов. Можно сказать, что евангельский текст создан людьми в синергии с Богом, он богодухновенный. Но в определенной степени искусство становится искусством, когда в нем присутствует вдохновение свыше, человеку ведь дан этот дар от Бога - возможность творить. Вопрос только в том, какая идея, мысль руководит художником. Что он хочет сказать своим современникам и будущим поколениям? Оставит он свидетельство веры и любви или ненависти и разрушения?

С появлением человека на земле появляется и искусство. Мы находим изображения на стенах пещер, каменные изваяния и глиняные фигурки, расписную керамику и изделия из кости, относящиеся к доисторическому периоду, когда не было письменности. Все это говорит о том, что древние люди стремились создавать не только утилитарные вещи, полезные и необходимые для выживания, но и то, что несет радость, украшает жизнь, научает чему-то, приподнимает человека над обыденностью существования.

Способность к творчеству - это то, что отличает человека от животных. На первый взгляд в природе мы находим нечто подобное: птицы вьют гнезда, бобры строят хатки, социальное устройство пчел и муравьев поражает своей организованностью. Но в течение тысячелетий жилища бобров и птичьи гнезда не изменяются в своем устройстве, они не превращаются в архитектуру с изменяющимися стилями, которая поражает красотой, а не только пригодна для жилья. Технология изготовления пчелами меда и устройство муравейников тоже не меняются и не совершенствуются. Вложенный Богом инстинкт не развивается, а работает всегда и везде одинаково, тогда как человек способен к развитию своих талантов, он постоянно ищет чего-то нового и пытается создать то, чего еще не было до него. Это свойство роднит его с Богом, который создает мир из ничего и творит все новое.

Именно Бог Творец вложил в человека способность к творчеству, мы созданы по Его образу и подобию. Бог - величайший Художник, по-гречески «творец» - «поэтес», «поэт». Бог творит мир по законам красоты и гармонии, пишет его как прекрасную поэму, создает как великолепную архитектуру, как грандиозную музыкальную симфонию. И этим прекрасным миром Бог любовался как произведением искусства: «И увидел Бог, что хорошо весьма!» И человека Бог создал для того, чтобы было с кем радоваться красоте творения, чтобы был кто-то, кто может оценить эту красоту, кто может ее хранить и возделывать, продолжать и развивать, постигать и воспевать!

Искусство, без сомнения, родилось в раю, хотя мы не знаем, каким оно было. Но ясно, что человек не мог не восхищаться премудростью Божьей. Можно представить, что Адам, как впоследствии Давид, восклицал: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих!» (Пс 103:24). И если творение воспевает Творца, то венец творения, человек, созданный, чтобы воспевать Его, должен был стать регентом этого хора, дирижером великой звучащей вселенной.

Но случилось так, что Адам не исполнил возложенную на него миссию, утратил рай, лишился возможности созерцать Бога лицом к лицу, при этом он не перестал ощущать гармонию мира и слышать музыку сфер, не утратил способности к творчеству. Но его искусство стало во многом ностальгией по утраченному раю. Отдаляясь от Бога и порабощаясь твари, человек стал ощущать потребность в творчестве как самовыражении, оно стало криком его души, плачем, молитвой. Он открыл познавательные возможности творчества и стал развивать коммуникативные функции искусства. Но нередко свои божественные способности он обращал на благо себе, отдаляясь от Бога. Конечно, время от времени в искусстве прорывалась тоска по Богу, желание увидеть Бога, приблизиться к Нему. И это рождало великие произведения искусства. Однако, утратив знание Бога, человек изощрял свою фантазию, выдумывал Бога или богов, пытался прорваться в закрытый для него рай при помощи искусства, наделяя его магической силой, граничащей порой с инфернальными сферами. Как и всё в мире после грехопадения, искусство обрело двойственность: оно могло и приводить к Богу, и уводить от Него.

Но Бог, зная об этом, стал воспитывать Свой народ, ограждая его от опасностей. Вторая заповедь Декалога, запрещающая изображать Бога в любом образе, потому что Бог превыше всего тварного, мыслимого и изобразимого, поставила своего рода ограждение для человеческого творчества. В этом проявилась забота Бога о человеке, чтобы он не впадал в идолопоклонство. Эта заповедь не отрицает искусства, Бог не отнимает у человека творчества и способности создавать прекрасное, но учит видеть в красоте истину. Библия говорит, что Бог Сам давал указания, как создать скинию и Храм, как их украсить, какие выткать узоры и какими драгоценными камнями выложить одежды первосвященников. И древние евреи научались через искусство служить Богу. Богослужение, музыкальные инструменты, многочисленные хоры - все это, несомненно, относится к области искусства, и все это успешно развивается в среде богоизбранного народа. Но самым удивительным явлением в еврейской культуре был Давид Псалмопевец, пример высокого искусства, совершенного творчества, которое прекрасно по форме и глубоко по содержанию и на протяжении тысячелетий вдохновляет поэтов. Псалмы свидетельствуют о глубокой вере евреев, и это передается из поколения в поколение вплоть до нашего времени. В Библии есть пример чистой поэзии - это Песнь песней, лирическая поэма о любви юноши и девушки. Это потом толкователи и мудрецы будут читать ее аллегорически, как рассказ о взаимоотношении души и Бога, Христа и Церкви, но изначально все-таки это поэма о простой человеческой любви, написанная удивительным слогом, с яркими метафорами и острым сюжетом.

В Библии много разных жанров, которые отражают разнообразные формы литературного искусства: исторические хроники и притчи, риторика и эпос, драма и трагедия, пословицы и поговорки, плачи и даже элементы юмора и т. д. Такое жанровое разно­образие Книги книг говорит о том, что еврейский народ был, несомненно, талантлив и что Бог давал его талантам проявляться и развиваться.

Но зачем все это Богу и зачем человеку? Для чего вообще нужно искусство? Библия, понятно, это божественное послание человечеству, переданное через избранный Богом народ всему миру. Это послание формировалось веками, складывалось постепенно, накапливалось, передавалось сначала чрез устную традицию, чтобы из поколения в поколение сохранялась память о великих деяниях Бога. Потом это предание было записано, теперь оно читается и осмысливается. Но ведь в идеале все искусство таково - это послание одного поколения другим, будущим, это послание одного народа - другим, одного человека - другому человеку. Мы говорили о дописьменных эпохах, именно через искусство мы узнаем, чем жил, во что верил, как понимал мир древний человек. О жизни исчезнувших народов, например майя и ацтеков в Южной Америке, мы тоже узнаем из их искусства, исследуя раскопки городов, пирамидальных храмов, причудливые изображения на рельефах и т. д. Да и более близкие к нам эпохи передают нам свое послание через картины, скульптуры, словесное и музыкальное творчество. Это и послание, и обмен дарами, воспитание души, а порой и откровение. Если бы не было музыки Баха, как бы мы поняли, на какую высоту может взойти молитва?! Если бы не было «Божественной комедии» Данте, мы бы не задумывались над тем, какими путями проходят человеческие души, неся с собой груз своих грехов, и как велико милосердие Божье, которое открывает путь искупления. Какие-то произведения нам понять легко, и мы воспринимаем вложенную в них идею сразу, какие-то хранят загадку, которую пытаются разгадать целые поколения, как, например, улыбка Джоконды, а иные вызывают ожесточенные споры, как «Черный квадрат» Малевича. Искусство дает нам возможность почувствовать, что мир прекрасен и сложен, разнообразен и многолик, что в нем есть разные сферы, разные грани, разные языки.

Господь каждому человеку дает свой талант, а кому и несколько, и, реализуя эти дары, человек приумножает богатство Божьего мира. Если он закопает свой дар, даже из благочестивых намерений, мир Божий обеднеет, человечество много потеряет. Если употребит дар не на добро, а на зло, станет противником Божьим и разрушителем мира. Но Бог поругаем не бывает, слава Герострата оборачивается вечным позором и проклятием в веках. Это тоже способ передачи предупреждения другим поколениям.

Искусство - это школа человечества, но обучение в этой школе происходит не столько через разум, сколько через чувства, через воспитание души. Даже спорное искусство заставляет нас задумываться о нас самих и о мире, в котором мы живем. Главное, научиться видеть и воспринимать, слышать сквозь голоса земные голос Творца, а сквозь образы, созданные людьми, уметь прозревать образ Божий. Иногда нужно большое искусство, которое сможет затронуть самые глубокие струны нашей души, чтобы мы поняли какую-то истину. Не случайно Господь прибегал к притчам, объясняя тайны Царства Небесного, и это были яркие красивые образы, преподнесенные с изяществом истинного поэта: «Царство небесное подобно неводу… подобно закваске… подобно горчичному зерну и т. д.»

Так зачем нужно искусство? Один мудрый человек сказал так: «Искусство - это не спасение, но мудрый посох для тех, кто следует по пути спасения».

Вряд ли найдутся ещё в истории явления, с которыми связано столько восторгов и проклятий, драм и загадок, обретённого и потерянного счастья, как это было с искусством. А ведь, казалось бы, что тут может быть неясного? На языке многих народов (русском, украинском, чешском и др.) слово это означает мастерство, умение. О любом изделии человека, будь то хорошие сапоги или каравай хлеба, можно сказать «настоящее искусство»! И действительно, любой мастер - искусник своего дела.

А что же такое искусство вообще? И с чем связаны сложности в его понимании?

С детских лет, со школы, помним мы историю крестьянина Якима из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

С ним случай был: картиночек

Он сыну накупил,

Развешал их по стеночкам

И сам не меньше мальчика

Любил на них глядеть…

А потом случился пожар, и Яким, вместо того, чтобы вынести из огня 35 целковых, накопленных за целый век, стал спасать картиночки…

С детских же лет остаётся в связи с этим в памяти образ такого непрактичного Якима, предпочтившего ненужные картинки всему своему богатству. Почему же бесполезное победило прямой интерес, явную пользу? Не будем обвинять во всем «необразованного» Якима. Позднее мы увидим, что и на высшей ступени образования люди готовы приносить искусству не меньшие жертвы.

Так, выдающийся русский художник Александр Иванов свою главную картину - «Явление Христа народу» писал 20 лет. Почти целую жизнь! Что заставляло его выполнять этот подвижнический труд?

Непонятна с первого взгляда и причина такого сильного воздействия искусства на людей. Под его влиянием, как сказано, совершаются и подвиги, и преступления, порой трагические ошибки.

Что делает командир, когда видит, что солдаты устали? Приказывает: запевай! В солдатских вещмешках во время войны рядом с запасными гранатами и патронами находились томики Пушкина, Лермонтова, Тютчева - совсем не «военных» поэтов. Александр Македонский вместе с кинжалом прятал под своей подушкой «Илиаду» Гомера.

Видимо, какая-то сила есть в искусстве, которой подчиняются, в которой нуждаются люди, тянутся к ней, впитывают в себя. Понятно, скажем, что карикатуры не нравятся тем, против кого они направлены. Но взрывчатую силу приобретают порой и вполне невинные, с точки зрения обличения кого-то, картины.

Искусство может толкнуть человека и в другую сторону, внушить совсем не доблестные мысли. Так, произведение Гёте «Страдания молодого Вертера» в своё время вызвало волну самоубийств, а фильм «Тарзан» принёс множество увечий подросткам: они массой полезли на деревья и закричали «по-тарзаньи».

История литературы знает случай, когда на вопрос полицейского инспектора, почему она убежала от мужа, некая француженка не смогла ни слова сказать в своё оправдание, а только цитировала громадные куски из Бальзака…

Вернёмся к нашему главному «почему» в отношении искусства и попытаемся ответить на вопрос: зачем человеку искусство, почему оно возникло и почему не исчезает, а, наоборот, приобретает все новых поклонников?

Человек не сегодня начал раздумывать над этим. Пытаясь понять причины возникновения искусства, он выдвинул целый ряд более или менее правдоподобных объяснений. Одно из первых - так называемая «магическая» теория искусства, которая выводит искусство из первобытной магии. Но она не может объяснить, почему искусство не исчезло, когда человек перерос магию.

Другая теория - «игровая» - уподобляет искусство игре. Среди сторонников этой теории было немало выдающихся умов, и вряд ли можно отрицать, что в искусстве есть элемент игры. Даже сегодня, хваля артиста, мы говорим: «Прекрасная игра!» И все же. Если это игра, почему в неё «играют» взрослые? Почему в «игру» вовлечены столь серьёзные вещи, как страдания, любовь, раздумья о жизни, смерть? И разумеется, не будем говорить о том, что многое язык просто не поворачивается назвать «игрой». Скажем, «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова…

Одна из теорий, «трудовая», ещё больше приближается к верному пониманию искусства, подметив связь искусства с производством, которая настолько тесна, что характер работы диктует ритмы песен и танцев. Изучая культуру первобытных народов, Г. В. Плеханов отметил, что у них «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Все это верно.

Трудовая теория не может ответить на вопрос, почему искусство вообще появилось на свет, зачем человеку понадобилось, так сказать, удваивать процесс производства.

Итак, что бросается в глаза, прежде всего, когда мы начинаем размышлять о природе искусства? То, что перед нами некий предмет или действие, которые ценятся человеком не за то, чем они в первом приближении являются. Так, в танце охотника человек ведёт себя во многом как на настоящей охоте, но восхищаются все-таки не охотой, а танцем. Точно так же и с рисунками вообще, украшениями, татуировками. В одной ангольской сказке говорится, как некая старуха - искусница сделала трём сёстрам татуировку; «Все три сестры стали ещё красивее, чем были. Рисунки украсили их лица, грудь, живот, бедра. А младшая стала такой, что красота её теперь просто глаза слепила».

Девушки приобрели что-то совершенно отличное от того, чем они обладали до этого и что ни к чему более не пригодно, кроме как «слепить» глаза красотой.

Следовательно, искусство, – это некий «бесполезный» предмет или явление, которое, тем не менее, приносит радость. Слово «красота» часто, хотя и не всегда, является эквивалентом, обозначением этой радости. Искусство нужно человеку и тогда, когда радости в жизни не приносит.

Где же найти разгадку этого непонятного явления? Первая мысль, которая приходит на ум,- искусство нам что-то сообщает, сигнализирует о чем-то… Может, оно даёт нам знания? Но почему рядом с наукой? Разве наука не справляется со своими задачами? О сходстве и различии искусства и науки сказано немало.

В своё время русский историк В. Н. Татищев, рассуждая о свойствах вещей «по естеству» и «что из чего состоит», отнёс искусство к «наукам сщегольским», причём указал, что некоторые из них могут быть и «нужны», т. е. полезны.

Сравним науку и искусство на каком-нибудь простом примере, при явном совпадении, так сказать, их «объекта».

Возьмём цветок. Один нарисован в учебнике ботаники, а другой - на детском рисунке. В первом случае перед нами наука, во втором - искусство. А в чем разница? И какой рисунок лучше?

Задан этот вопрос, думается, любой человек испытает угрызение совести: разве можно их сравнивать?!

Что главное в рисунке из учебника? Процитируем один из учебников ботаники для шестого класса средней школы. «Строение цветка черёмухи. Мелкие пахучие белые цветки черёмухи собраны по нескольку в виде кисти. Каждый цветок находится на коротком стебельке - цветоножке. Верхняя часть цветоножки расширена и образует цветоложе. Имеет чашечку и пять чашелистиков, венчик и пять лепестков. Чашечка и венчик вместе составляют околоцветник. В середине цветка – около 20 тычинок, каждая из которых состоит из пыльника и тычиночной нити и т. д. и т. п. Здесь же на рисунке изображены кисть и цветок (в разрезе).

Взглянем теперь на детский рисунок. Он может быть более или менее близок к действительному цветку, но ясно, что точности в нем не будет никакой. Ребёнок редко рисует какой-то определённый цветок, он изображает цветок вообще и, кстати, ничуть не заботится, есть там тычинки или чашелистики или нет. В чем же разница?

В учебнике цветок изображён для того, чтобы мы узнали, как он устроен.

На детском рисунке цветок изображён как выражение детского восприятия мира. Ребёнок рисовал его с удовольствием, как важную часть всего окружающего. Ему, а следовательно и нам, не обязательно знать, так ли уж точно передана суть цветка, но и ребёнок и мы видим в цветке один из радостных признаков детского существовании и проявления, т. е., обобщим, один из признаков человеческого бытия.

Итак, разница в подходе даже к одним и тем же предметам.

Наука бесстрастно, равнодушно, всевидящим своим оком разнимает на части и анализирует, затем собирает и сообщает факты о строении или действии вещества, предмета, явления. Искусство же смотрит удивлённым взором на окружающее, замечая и отражая все интересное с человеческой точки зрения. И оказывается, что это - далеко не одно и то же.

Возьмём пример посложнее. Звёздное небо изучают астрономы и воспевают художники и поэты. Что видят на небе астрономы? Небесные тела, орбиты, расстояния в световых годах, источники излучений и возможность неземных цивилизаций. А что видят поэты? Источник вдохновения.

В искусстве, человек узнает что-то о человеке же, о его думах и страданиях, стремлениях и ошибках…

«Но разве наука не изучает человека?»- скажет несогласный. Изучает, да не того.

Наука изучает человека вообще, либо как биологическую особь (анатомия, биология, медицина), либо как психический тип (психология, психиатрия и т. д.), но она не может изучать отдельного живого человека, во всей совокупности его больших и малых черт, как явление уникальное и неповторимое.

Нет, и не может быть науки о Красной Шапочке или Наташе Ростовой, Демоне или Фаусте. А человеку крайне важно знать о моральных и иных проблемах, с ними связанных. Без этого он не сможет понять, в конечном счёте, своего соседа, не сможет жить в обществе, которое ведь и состоит не из абстракций, а из конкретных, живых, вполне смертных людей. Не будет способен к состраданию, любви…

И этого знания - знания о человеке и мире человека как среде его обитания - никакая наука дать не в состоянии. В первобытном искусстве это заметно особенно хорошо. В примитивных скульптурах женщин первобытный художник подчёркивает наиболее важные для рода особенности - способность к плодородию, воспроизводству рода. Изображая лося, первобытный художник увеличивает ему нижнюю губу. Почему? Она опасна для него?

Или уязвима при охоте? Нет. Это самая вкусная часть лося.

Некоторую трудность представляют произведения искусства, где человека нет. Например, пейзаж, натюрморт.

Да, действительно, здесь человек, как правило, не изображён. Но он присутствует косвенно. То ли следы его деятельности, то ли среда обитания, то ли - и это, быть может, самое важное, - его концепция окружающего мира. Так, образ могучей природы на полотнах Шишкина – не изображение леса как такового и не картина «деловой древесины», а образ матери-природы, рождающей богатырей, матери-природы, к которой человек приникает в минуту горя. Художник предлагает не «равнодушную природу», но свой взгляд на неё, своё понимание её, и потому она предстаёт перед нами «очеловеченной», даже если изображаются места, куда не ступала нога человека.

Так чем же отличается искусство от науки, коль образы искусства так разнятся от образов науки? И нужно ли нам понимать, в чем именно разница?

Сергей Шевгота.