Манера общения. Как манера говорить выдает наши тайные намерения Манеры делового общения

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Ма­неру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:

1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволно­ванным, раздраженным и т. д.);

2) поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);

3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публич­ной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительны­ми, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили обще­ния: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный (отрешен­ный), подавляющий (агрессивный), податливый, популистский, заиг­рывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи пони­мается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с усло­виями общения партнеров. Скорость осуще­ствления словесного действия - это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержа­нии словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает вни­мание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анали­за характера ситуации общения, его целей и задач.

Барьеры общения

Барьеры общения - это факторы, служащие причиной неэффек­тивного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С пси­хологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных со­стояниях общающихся партнеров.

Барьер темперамента возникает как следствие встречи двух лю­дей с разными типами нервной системы. Темперамент является фун­даментом характера, определяющим особенности реагирования нерв­ной системы на окружающую среду. Общение людей, разных по своей темпераментной структуре, мо­жет формировать барьеры на пути к взаимодействию и даже привести к конфликту.

Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определенном отношении:

1) к себе (требовательность, критичность, самооценка);

2) к другим людям (индивидуализм - коллективизм, эго­изм - альтруизм, жестокость - доброта, безразличие - чуткость, гру­бость - вежливость, лживость - правдивость и т. п.);

3) к порученному делу (лень-трудолюбие, аккурат­ность - неряшливость, инициативность - пассивность, усидчи­вость-нетерпеливость, ответственность-безответственность, орга­низованность - дезорганизованность и т. п.).

В характере отражаются также и волевые качества: готовность преодолевать душевную и физическую боль, препятствия, проявление настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплиниро­ванности. Противоположные характеры могут создавать барьеры в общении.

Причиной формирования барьеров в общении могут быть акцен­туации личностей. Акцентуация скрывает как положительные, так и отрицательные заряды и предопределяет процессы и стиль поведения личности в общении. Акцентуированные личности нередко встречаются в повседневной жизни. Психологи считают, что каждый тип акцентуации порождает свои проблемы, а в определенных ситуациях рождает однотипные кон­фликты. Одним из источников конфликтов и обид является несоот­ветствие самооценки и оценки окружающих. В этом отношении сле­дует знать, что:

а) подчеркивание собственных достоинств, надменность, бахваль­ство всегда раздражают окружающих;

б) причиной напряженности в общении может быть неадекватная завышенная самооценка (в этом случае следует снизить «уровень» сво­их притязаний);

в) недопустимо вместо указания или замечания «по делу» давать общую отрицательную оценку личности, например: «А он, вообще, ду­рак!»;

г) каждый человек имеет свои особо уязвимые места, «бить» по которым нельзя упреками и критикой, дразнить человека (особенно это касается внешности людей: черт лица, осанки, походки, фигуры и т. п.; особую чувствительность в этом плане проявляют девушки и женщины);

д) каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельно­сти, в том числе в заслуженной похвале. Однако человеку не безраз­лично, кто его хвалит («а судьи, кто?»). Например, если молодой на­чальник хвалит опытного, признанного и всеми уважаемого специали­ста, то это является психологической ошибкой. Человеку не нужна по­хвала и от того, к кому он не питает чувства уважения;

е) человек, испытывающий безразличие к себе окружающих, как правило, приписывает другим те же ощущения, эмоции, желания, ко­торые он сам переживает в данное время;

ж) когда кто-либо испытывает тягостное чувство утраты, потери близкого человека, ему требуется сострадание, соболезнование.

Манера общения, формируемая на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности, также может создать барьер в общении людей, имеющих различия в этой манере. Поэтому важно знать прие­мы вхождения в коммуникативную ситуацию при общении с разными партнерами.

Основными субъектами общения , с психологической точки зрения, являются: доминантный, недоминантный, мобильный, ригидный, экстравертный и интравертный субъекты общения.

· Доминантный субъект общения стремится обратиться к какому-либо человеку, не заботясь при этом об уместности или целесообразно­сти общения. Он хочет овладеть инициативой в общении, оказать влияние на других, подавить активность партнера по общению. Его настроенность на это можно уловить по осанке, мимике, жестам, взгляду, репликам. В общении он повышает голос, перебивает партне­ра, повторяет многократно одно и то же, отличается напористостью.

При общении с доминантным субъектом нужно дать ему возмож­ность выявить свою доминантность; не опровергать и не высмеивать «силовые приемы» партнера, спокойно придерживаясь при этом своей независимой точки зрения.

· Недоминантный субъект общения постоянно чувствует себя неуве­ренно, боится лишний раз взять на себя инициативу, задать вопрос, высказать свою точку зрения. Он очень чувствителен к внешним при­знакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Нерешителен в раскрытии собственных знаний. Иногда он позволяет сбить себя с тол­ку; уступчив, легко теряется; никогда сам не перебивает партнера и терпеливо сносит, когда перебивают его.

Общаясь с недоминантным субъектом, необходимо стимулировать его к открытости, предоставить ему инициативу и возможность выра­зить себя.

Мобильный субъект общения легко вступает в общение, переклю­чает внимание, быстро рисует в своем сознании образ партнера по об­щению (часто слишком поверхностно). Его речь тороплива, фразы лег­ко сменяют друг друга; задает темп общению; часто перебивает. В ходе словесного общения активно выражает свое отношение к тому, что говорит партнер, вставляет реплики и замечания. Старается уло­вить смысл речи, не вникая в «словесное облачение». Всегда стремит­ся внести разнообразие в общение, меняя поверхностно обсуждаемые темы, перескакивая с одной на другую.

Общаясь с мобильным субъектом, нужно помнить о том, что с ним практически невозможно обсуждать продолжительные во времени, серьезные темы с глубоким анализом сущности затрагиваемых вопро­сов. В подобных случаях он легко прекращает общение, пренебрегая формами и ритуалами прощания.

· Ригидный субъект общения не сразу включается в коммуникатив­ную деятельность. Ему требуется изучить партнера, понять его наме­рения в общении. Как правило, он внимательно слушает. Неспешно говорит, подробно излагает свои мысли, тщательно подбирая слова и выражения, строя фразы. Он не любит, чтобы его перебивали; не тер­пит поспешного изложения мыслей от других. Общение с таким чело­веком может быть тягостным для нетерпеливых.

Общаясь с ригидным субъектом, следует избегать торопливости и небрежности. Входить и выходить из коммуникативного взаимодейст­вия нужно с учетом сложившихся этикетных форм общения. Необхо­димо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпе­ние. Торопить такого партнера, раздражаться - недопустимо.

· Экстравертный субъект общения открыто расположен к взаимо­действию. Общение является его стихией. Независимо от своего ду­шевного состояния, он всегда направлен на партнерство. Он уверен в собственной способности понять любого человека, любознателен, про­являет неподдельный интерес к людям. Хочет быть полезным окру­жающим, внимателен к ним, старается высказать свои симпатии и же­лает такого же отношения к себе. Для привлечения внимания к своей персоне часто бывает эксцентричным в высказываниях, используя модные новинки. Умеет говорить открыто и искренне.

· Общаться с экстравертным субъектом легко, так как он сам созда­ет положительную коммуникативную ситуацию.

· Интравертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Более всего он сосредоточен на диалоге с самим собой (аутообщении). Застенчив, обидчив, не склонен к обсуждению личных тем. Однако он имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «лич­ных зон».

Общаться с интравертом благоприятнее с «глазу на глаз». К ин­тенсивному общению его нужно втягивать постепенно и деликатно.

Учет приведенных характеристик субъектов общения дает возмож­ность каждому человеку сформировать у себя навыки понимания особен­ностей личности другого человека, признания ее достоинств. Только то­гда возникают условия для эффективного общения людей в коллективе.

Эмоциональное состояние человека также может влиять на эф­фективность общения. Эмоции человека служат одним из главных ме­ханизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведе­ния. Они способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако лишь устойчивые отрицательные эмоции создают барьеры в общении. К личностным барье­рам отрицательных эмоций можно отнести:

1. Барьер страдания. Этот барьер общения вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т. п. Такой барьер снижает и уровень общительности переживающего страдания человека и тех, кто вступает в контакт со страдающим. Барьер страдания может быть вызван застенчивостью человека.

2. Барьер гнева. Его преодолеть особенно трудно, так как гнев провоцирует неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Гнев способен удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее изливает его в словах или агрессивных действиях.

3. Барьер отвращения и брезгливости. Этот барьер возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого чело­века. Его могут спровоцировать: а) мятая, грязная одежда и обувь; б) небрежная, излишняя жестикуляция партнера, подергивание; в) оттал­кивающие манеры (грубый цинизм, пальцы во рту, ушах, носу, демон­страция неприличных звуков и т. п.); г) нарушение психологической дистанции общения; д) гигиенически неприятные действия (почесыва­ние, сморкание, харкание и т. п.); е) мокрые, потные ладони и грязные ногти протянутой для рукопожатия руки; ж) неприятные запахи изо рта, от тела, ног и пр.

Следует отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но гигиенические отклонения они не приемлют всегда. Именно эти отклонения надолго запоминаются людям, провоцируя стойкий барьер общения.

4. Барьер презрения. Также как и барьер отвращения он ограничивает контакты с человеком, вызывающим отрицательные эмо­ции. Презрение у людей обычно вызывают: аморальные поступки че­ловека; его предрассудки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предательство и т. д.

5. Барьер страха. Этот барьер является одним из самых трудно преодолимых в общении между людьми. С человеком, являю­щимся источником страха, контакты сводятся до минимума. Его избе­гают, стараются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попа­даться ему на глаза.

6. Барьер стыда и вины. Возникает в результате осозна­ния неуместности происходящего события как реакция на критику; не­умеренную похвалу, лесть, ухаживания; из боязни показаться нелов­ким или быть уличенным в чем-то содеянном; от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д. В этих случаях человек краснеет, у него изменяется голос, он отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, старается уйти от контакта.

7. Барьер плохого настроения. Плохое настроение часто способствует конфликтам. Это эмоционально-негативное состоя­ние влияет на партнера, парализуя его желание общаться.

8. Барьер речи. Этот барьер возникает вследствие допущен­ных речевых ошибок. Он может исказить или даже полностью заглу­шить слова говорящего. Такой барьер возникает вследствие: эмоцио­нального возбуждения; неправильного выбора слов; ошибок в построе­нии сообщения; неверной оценке способности партнера понять переда­ваемую ему информацию; слабой аргументации высказываний; неуме­ния использовать социально-психологические механизмы общения.

Факторы, способствующие созданию имиджа выступающего:

1. Внешняя привлекательность личности оратора. Она зависит от манеры поведения оратора (походка, позы, мимика, жесты), манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться гигиеническими сред­ствами. Первое и достаточно стойкое внешнее впечатление о человеке складывается за первые 90 с.

В отношении мимики и жестов оратора недопустима ни одна из крайностей. Если они отсутствуют, то это создает впечатление неуве­ренности в себе, «зажатость», что мешает установить хороший контакт с аудиторией. Чрезмерность жестикуляции, гримасы, расхаживание по аудитории, переступание с ноги на ногу, пританцовывание, постукива­ние пальцами по трибуне (столу) выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям. Чем выше социальный статус человека, его профессионализм, тем более естественно он дер­жится, используя умеренную жестикуляцию и мимику, соответствую­щие каждому данному моменту выступления.

Речь выступающего должна быть спокойной, что не вызывает со­мнений в его знаниях и уверенности в себе. В то же время монотон­ную речь слушать тяжело, поэтому рекомендуется то повышать, то по­нижать голос в процессе выступления.

2. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Преж­де чем начать говорить, необходимо выдержать паузу продолжитель­ностью 15-20 с. В противном случае контакт с аудиторией установить трудно.

Визуальный контакт (контакт глазами) усиливает влияние на парт­нера по общению. Психологи считают, что собеседники проявляют взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, а менее 1/3 - свидетельствует об отсутствии заинте­ресованности. Ориентируясь на психологический закон «установка определяет восприятие», никогда не следует начинать выступление с извинений, оправданий, с неуверенных фраз. Нужно показать аудитории свое луч­шее «Я». Аудиторию обязательно нужно приветствовать, выразить одобрение (если оно заслужено), не бояться улыбаться. Улыбка снима­ет сопротивление аудитории, демонстрирует уважение и расположение к ней оратора, создает ему в глазах слушателя имидж приятного чело­века. Воздействие оратора на аудиторию во многом зависит от организа­ции пространства. На отношение к выступлению и оратору влияют также время выступле­ния, внешние условия (температура воздуха, влажность, посторонние звуки, запахи и т. п.).

3. Завоевание расположения аудитории. Расположить к себе ау­диторию может человек, способный уловить настроение людей, их ожидания, сопереживающий их нуждам и трудностям.

Оратор не должен демонстрировать превосходство над аудиторией, так как это унижает слушателей и, как следствие, они начнут отыски­вать недостатки и промахи в выступлении. Тон общения со слушателя­ми обнаруживает внутреннюю культуру оратора. Он должен быть до­верительным, уверенным (без назиданий и морализации) и выражать уважительное отношение к людям.

4. Риторический аспект выступления. Выразительность, точ­ность, лаконичность языка способствуют удержанию внимания ауди­тории. Яркость и доступность речи, остроумие, использование посло­виц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологи­чески неизбежно. Причины ослабления и отвлечения внимания по от­ношению к выступающему делятся на объективные и субъективные.

К объективным относятся причины, заложенные в самой природе внима­ния и восприятия:

- разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи (соотношение 400 и 125 слов в минуту). Появившийся в резуль­тате такого соотношения резерв времени способствует возникновению посторонних мыслей;

- ограничения объема внимания (одновременно человек может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов);

- устойчивость внимания (зависит от состава аудитории: возраста слушателей, профессиональных навыков, эмоционального состояния, жизненного опыта, культурного уровня и т. п.);

- воздействие внешних условий (шум, духота, холод);

- естественное утомление (периоды кризиса внимания: пер­вый- через 15-20 мин после начала выступления, второй - через 30-35 мин).

Субъективные причины ослабления внимания зависят от качества самого выступления, когда оно воспринимается как неинтерес­ное, т. е. непонятное; давно известное; перегруженное информаци­ей; несоответствующее интересам аудитории; невыразительное по форме изложения (тихий голос, монотонность, бедный язык; грам­матические, стилистические и орфоэпические ошибки); суетливая манера поведения оратора; прикованность к тексту; догматически-назидательный тон.

Для удержания внимания слушателей в течение отве­денного на выступление времени оратору необходимо стремиться к тому, чтобы выступление:

2) пробуждало творческие способности слушателей;

3) было логически организовано (готовило слушателей к самостоя­тельным выводам);

4) соответствовало теме, месту, аудитории;

5) было динамичным (интенсивным по темпу; насыщенным мыс­лями и аргументами; сопровождалось подвижной мимикой, умеренной продуманной жестикуляцией, живым голосом с меняющимися интона­циями, паузами);

6) было доступным, содержало конкретные примеры;

7) излагалось живым образным языком;

Интересу слушателей к речи, произносимой орато­ром, могут способствовать следующие прие­мы:

ü прямое обращение к аудитории, диалог со слушателями;

ü ис­пользование новой информации, неожиданной для слушателей;

ü де­легирование возможностей принятия решений слушателями;

ü внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрес­сия);

ü гипербола;

ü контраст, парадокс;

ü создание эффекта при­сутствия (т. е. слушатель как бы присутствует при том, о чем гово­рит оратор) и другие приемы.

Таким образом, руководитель может эффективно выполнять свои управленческие функции только в том случае, если он достаточно хо­рошо овладеет искусством делового общения.


Риторика - теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Стиль общения можно сравнить с призмой, через которую просвечивают наши чувства, наше состояние. Несовершенная призма искривляет и затемняет внутренний образ. Подлинному же общению противопоказаны любые искажения душевных лучей. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Для создания общения надо в первую очередь научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения. Какие же они?

Проявление любви связано прежде всего с общением, его качеством, богатством и разнообразием. Для того, чтобы оно состоялось, у нас все уже есть - наша неповторимая личность. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой ценной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами, бездонными вселенными, которые скрыты в каждом человеке. Для этого надо совсем немного: суметь открыть себя другому человеку.

В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Для создания общения надо в первую очередь научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения. Какие же они?

Как часто мы своим поведением не сообщаем дорогому нам человеку, что он нам дорог. Порой даже тратим массу усилий, чтобы скрыть это. Сами же ждем, что он за этим «закрытым» поведением увидит, поймет и примет нас. Такое не всегда под силу даже опытному психологу.

Есть боксеры, которые защищаются тем, что держат соперника на длинной дистанции, не дают ему приблизиться к себе. Этого спортсмена действительно не достать. Стиль общения некоторых людей мало чем отличается от тактики подобных боксеров. Представьте ощущения, если человек, с которым вы разговариваете:

⦁ избегает смотреть в глаза, обычно взгляд его направлен вбок или вниз;
⦁ не называет вас по имени, говорит «вообще», а не лично к вам относящееся;
⦁ внутренние переживания разговора с вами не отражаются на его обычно бесстрастном лице;
⦁ в разговоре отстраняется, избегает рукопожатий.

Возникает чувство, будто собеседник удерживает вас на расстоянии. Он воспринимается как равнодушная, скрытая и холодная личность, какие бы искренние и теплые чувства ни испытывал к вам.

Кто-то достигает безопасности лишь в «ближнем бою». Это человек, переходящий сразу на «ты», откручивающий у вас пуговицу и похлопывающий по плечу. Такое чрезмерное «проламывание» дистанции в общении также может вызвать неприятные ощущения, восприниматься как излишняя навязчивость или фамильярность.
Вот несколько средств, которые довольно быстро делают нас недосягаемыми для дружеского разговора:

⦁ уверенный многозначительный тон;
⦁ категоричные формулировки, в которых якобы нельзя сомневаться - даем истину в готовом конечном виде;
⦁ стараемся, чтобы в любом споре последнее слово было за нами;
⦁ разговор строим не как беседу, а как демонстрацию своих «ценных» качеств или познаний.

В этом случае мы, возможно, произведем авторитетное впечатление. Да, нас выслушают, но дружить вряд ли захотят. «Где уж нам», - подумают.
Не менее успешно можно остаться одному и «опускаясь вниз», занижая себя, демонстрируя скромность, малозначимость.
«Человек-невидимка» - это, пожалуй, самый эффективный защитный стиль из всех, которые гарантируют полное одиночество. По сути человек сам себя делает незаметным для окружающих. Он:

⦁ избегает одеваться модно (если это девушка, то обычно не пользуется косметикой);
⦁ говорит тихо, слова произносит неразборчиво из-за боязни сказать что-нибудь не то;
⦁ находясь в гостях, обычно садится в самый укромный уголок, прячась за книгу или газету;
⦁ не переносит нахождения в центре внимания, даже если это день его рождения;
⦁ маловыразителен в танцах, движениях. На танцах или дискотеках будет сидеть и смотреть, как танцуют другие.

Стиль общения можно сравнить с призмой, через которую просвечивают наши чувства, наше состояние. Несовершенная призма искривляет и затемняет внутренний образ. Подлинному же общению противопоказаны любые искажения душевных лучей. Для этого стоит постараться убрать в себе все, что мешает прямому и искреннему нашему свету. Сколько их, несостоявшихся дружб, только из-за того, что люди прятали от другого свою доброжелательность, прикрываясь грубостью, напускным весельем, деланным равнодушием. Только осознав личный вклад в построение своей стены одиночества, можно начать изменять свою жизнь.

Не сошлись характерами

При разрушении наших отношений проявляется одна закономерность. Общая картина примерно такова: успешное начало - накопление отрицательного запаса - переполнение - разрыв. Одновременно с началом отношений мы словно включаем механизм их уничтожения. Чаще всего мы питаемся отношениями, съедаем то хорошее, что они нам дают. Затем остается пустота. У каждого есть свои способы быть несчастливым в отношениях. Вот коллекция таких принципов:

1. Принцип тайны - вступая в отношения, иметь от другого какие-либо тайны. Что-то недоговаривать, о чем-то умалчивать. В принципе даже неважно, есть ли серьезные основания для таких секретов. Сама тайна - это всегда мина замедленного действия. Когда наша связь переполняется тайнами, разрыв неминуем.

2. Принцип оценки - отношения развиваются до тех пор, пока я не созрею до того, чтобы дать другому оценку. Наконец-то понять, что представляет собой этот человек. После того как мы наклеиваем на него ярлык, он становится неинтересен. Дальше мы уже начинаем подтверждать эту оценку, находя все новые и новые доказательства своей «правоты».

3. Принцип родственных душ - общаясь с другим, я вдруг начинаю замечать, как мы схожи. Это вызывает восторг и эмоциональный прилив. «Наконец-то я нашел(а) человека, который меня во всем понимает. Какое счастье, что мы встретились!» Эта ориентация на сходство характеров в дальнейшем служит сильным барьером в развитии отношений. Отныне любое несовпадение во взглядах начинает восприниматься болезненно (даже по поводу футбольной команды). Как только мы набираем достаточное количество расхождений взглядов на те или иные вещи, то следует фраза: «Я думал(а), а он(а)-то, оказывается...»

4. Принцип создания образа - вхождение в отношения осуществляется через какую-то роль. Ту, которая, по нашему мнению, преподносит нас в выгодном свете. Это может быть роль «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», творческой личности или специалиста. Считая, что сами по себе мы малоинтересны, общение строится на материале этой роли. Отношения и поддерживаются до тех пор, пока мы чувствуем себя прикрытыми этой ролью. На самом деле образ закрывает отношения. При их развитии начнут проступать наши реальные черты, а это-то и пугает. Разоблачение воспринимается как сигнал к уходу.

5. Принцип теста - общаясь с людьми, иметь четкое представление о том, как они должны себя вести в том или ином случае. Считать себя обладателем свода внутренних правил, которому другие люди должны следовать. Мысленно подразумевается, что все живут по этим же правилам (или, по крайней мере, должны, чтобы заслужить мое уважение). Общаясь с такими людьми, совершаешь прогулку по минному полю. К концу прогулки уже успеваешь сделать столько «ошибок»! Естественно, что правила, которые вы должны выполнять, вам не сообщаются. Вы должны быть постоянно настороже и верно угадывать. Иначе - разрыв.

6. Принцип исполнения желаний - хорошо чувствуя, что ждет от тебя другой, оправдывать все его ожидания. Срабатывает детская логика - если я буду хороший(-ая) (то есть буду оправдывать ожидания родителей), то меня будут любить. Это детское желание «быть хорошими» вступает в противоречие с личными желаниями. Не все желания другого нравятся, копится негативный запас. Вслух об этом, конечно, не сообщается, но в один прекрасный день ничего не понимающий человек слышит от тебя, что ты порываешь с ним отношения.

Общее условие для срабатывания наших механизмов разрушения - недоговоренность и закрытость, боязнь заниматься «выяснениями этих отношений». Это же конфликты, споры, ссоры - брр! Лучше молча и «по-хорошему» разойтись. Избегание выяснения отношений имеет строго определенную цель. Таким уходом от открытого общения мы сохраняем сложившееся представление о мире, о себе, о других. В этом случае я могу быть спокоен и уверен в своих представлениях, мой внутренний кокон ничто не задевает.

Выясняя же отношения, я должен соотносить свои взгляды на совместную жизнь с теми, которые есть у моего партнера. А вдруг у меня все не так правильно и надо жить по-другому? И не он, а я должен пересматривать себя? Любая перестройка всегда болезненна. Гораздо проще расстаться с этим человеком, сохранив свой жизненный стереотип. Это естественная психологическая защита, срабатывающая чисто автоматически. Что ей можно противопоставить? Есть ряд правил, позволяющих не допускать превращения выяснения отношений в ссору.

1. Не накапливайте негативные переживания. По мере возникновения перерабатывайте их в совместном общении. Можно не обращать внимания на мелкий дождик, но накопившая грозовой заряд туча способна многое смести на своем пути: так разбитая чашка становится источником катастрофы. Остается только горькая мысль: «Неужели все расстроилось из-за какого-то пустяка?»

2. Выяснение должно происходить здесь и сейчас. Выяснение конкретного поступка в конкретной ситуации. Забыть расхожие формулировки: «Ты всегда так делаешь», «Ты опять так поступил», загоняющие собеседника в тупик и вызывающие чувство вины.

3. Говорить на языке чувств и переживаний , а не атакующих оценочных суждений. На «дурака» всегда получают «сам дурак». Легче принимается, если говорить не о человеке, а о своих переживаниях по поводу него: «Когда ты так сделал(а), мне стало больно». Тут нечего возразить. Не скажешь же: «Ты так не чувствуешь». Главное условие эффективного общения - уважение личности в форме принятия ее уникальности и непохожести на нас. Как верно подметил один психолог, смысл любой ссоры в том, что мы говорим друг другу:

«Ты не такой, каким бы я хотел тебя видеть».
Представьте, что вы нашли на улице сто рублей. Неплохо, но вам и в голову не придет требовать такого каждый день. В отношениях такая просьба считается естественной: «Хочу, чтобы ты для меня всегда был хорош». Любые отношения развиваются волнообразно. В сложные периоды охлаждения чувств просто нужно знать, что такое должно быть. Единственное, что можно тут сделать, - предпринимать тактичные попытки сближения.

Гений общения

Не всякий разговор можно назвать общением- как далеко не каждого человека можно назвать личностью. Выделим несколько уровней контактов с окружающими.

⦁ Уровень первый . Эта ситуация всем знакома: начальник - подчиненный, офицер - солдат и т. д. Жесткая, безличная, ролевая форма контактов, определяемая словом « управление». При таком контакте существует некто «сверху» и кто-то «снизу». «Нижний» выполняет задания «верхнего».

Управлять другим означает использовать его в контакте как средство. Есть управление открытое, а есть скрытое. Часто гением общения называют человека, способного открыто управлять другими. «Наш начальник от любого добьется того, чего хочет», - с восторгом говорят о таком. На психологическом языке такой тип человека получил название «манипулятор». Однако при всех своих внешних успехах манипулятор часто глубоко несчастен. Происходит это потому, что он лишен близких отношений с людьми. Для скрытого управления наиболее благоприятны закрытые отношения.

Но справедливо и обратное: если у нас закрытое общение, мы неосознанно манипулируем друг другом. Когда я делаю «шахматный ход», используя в качестве фигуры своего друга, жену, ребенка (какие бы благородные цели я ни преследовал), я разрушаю, съедаю наши отношения. Манипуляции в общении с близкими людьми никогда не прощаются.

⦁ Второй уровень , где позиции более равны, называется коммуникацией. Типичные ситуации: на кухне, в компании за столом, в транспорте. Основная проблема при таком общении - выбор общей темы. Внешне это может походить на словесный хоккей: тема вброшена (скажем, «машины»), и вся компания начинает «гонять ее по кругу». Исчерпав одну, подыскиваем другую. В коммуникации наша личность уже проявляется, но в малой степени. Коммуникабельный человек с любым найдет общий язык, будет принят в каждой компании, сразу отыщет интересную всем тему для разговора. Всем коммуникабельными быть не дано, но общительным может быть каждый.

⦁ Третий уровень нашего условного деления контактов носит название обслуживания. Здесь мы уже не используем другого человека как средство, а сами становимся для него таковым. Наглядный пример этого уровня - психологическая помощь. Приходит человек со своей проблемой, которую психолог старается помочь ему разрешить. Однако человека, способного дать вам мудрый совет, выслушать и помочь разобраться в себе, тоже рано называть гением общения. Он гений обслуживания. Это уровень уже более глубокий, чем управление или коммуникация. Но все-таки это еще не собственно общение.

⦁ Четвертый , высший уровень наших контактов - общение. Это взаимосвязь равносвободных и равноуникальных субъектов». Цель его всегда одна - другой человек. Это не взаимообмен информацией, общение касается внеинформативных феноменов: смысла жизни, ценностей и направленностей личности, ее идеалов и стремлений. Психологический механизм общения - это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и прием информации.

Способного к этому человека и следует назвать гением общения. В литературе описан такой тип - князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Сила открытости этого человека была для других столь велика, что те, с кем он успевал хоть немного поговорить, становились его союзниками или друзьями.
Общение - это уже не столько техника, сколько искусство. Открыто проявлять свою неповторимость и принимать ее в собеседнике - это и есть секрет настоящего общения.

Cepгeй Владимиpoвич Пeтpyшин - доктор психологических наук,

доцент Кaзaнcкoго федерального университета,

действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги,

эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Манера общения имеет большое значение для его эффективности. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. п.), поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений и т. п.), даже расстояние между общающимися могут многое сказать о характере общения. Например, выявлено, что между общающимися могут быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, можно добиваться дополнительного воздействия на партнера по общению, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между партнерами.

Во время разговора не рекомендуется смотреть на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Нужно чаще смотреть в глаза собеседнику, особенно если им является женщина (они больше нуждаются в обратной связи, чем мужчины). Не следует прерывать партнера в разговоре или споре, нужно дать ему возможность высказаться до конца.

В. А. КанКалик (1987) описал следующие стили общения:

«Совместное творчество»: ставятся общие для общающихся цели, решения отыскиваются совместными усилиями.

«Дружеское расположение»: основан на искреннем интересе к личности партнера по общению, уважительном к нему отношении, открытости контактам.

«Заигрывание»: основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, понравиться аудитории.

«Устрашение»: следствие неуверенности лица с более высоким статусом, чем у партнера по общению, или же результат неумения организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Такое общение жестко регламентировано, загнано в формальноофициальные рамки.

«Дистанцированность»: этот стиль имеет различные вариации, но суть его состоит в подчеркивании различий между партнерами по общению, и эта разница связана со служебным, социальным положением, возрастом и т. д.

«Менторство»: разновидность предыдущего стиля, когда один из партнеров («бывалый») принимает на себя роль наставника и беседует с другим назидательнопокровительственным тоном.

Манера общения во многом зависит от того, с кем общаешься, какой у него возраст, пол, социальный статус. Это хорошо подметил Н. В. Гоголь:

«Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей или различий. Он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то. У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…» (Гоголь Н. В. Избранное: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1973. Т. 2. С. 34).


Метки: , , , ,
  • 1.6. Виды общения
    Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими
  • 14.3. Привязанность и дружба
    Привязанность - это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают об- щение между собой контактам с другими людьми
  • 10.8. Мужской и женский стили общения
    Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот
  • 7.3. Конформность реципиента
    Конформность - это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. Или, проще говоря, - это свойство
  • 6.4. Обман, ложь, вранье
    В книге «Психология. Словарь» (1990) ложь определяется как феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Более конкретное определение лжи дает Ф. Л. Карсон с соавторами (Carson et
  • 19.10. Удовлетворенность супругов браком
    По данным Т. В. Андреевой и Ю. А. Бакулиной (1996), удовлетворенность мужчин и женщин браком в среднем одинаковая, причем у мужчин она не связана со степенью традиционности их представлений

Comments are closed at this time.

Знаете ли Вы, что люди воспринимают нас в зависимости от того, как мы говорим? Первое впечатление, равно как и последующие, формируется от нашей манеры разговаривать . Вы, наверняка, удивлены, что голос играет такую значимую роль в жизни? Существуют определенные речевые ошибки, которые могут изменить отношение окружающих. Ваш , любимый человек, друзья и даже клиенты могут обидеться на Вас. Я говорю не о наборе сказанных слов. Озадачены? Прочитав мою статью, Вы поймете, что именно я имею в виду.

1. Восходящий тон

Замечали, как звучит голос человека, задающего вопрос? Лингвисты называют интонацию, с которой задают вопросы, «восходящим тоном». Многие люди используют этот тон все время, независимо от типа предложения, обычно из-за неуверенности. Это одна из основных речевых ошибок. Такой тон неприятен для окружающих, более того, если Вы сами не верите в то, что говорите, как могут поверить другие? Постарайтесь заканчивать каждое предложение позитивно и уверенно, не оставляя места сомнениям и критике.

2. «Писклявый голос»

Писклявый голос может стать причиной многих неудач. Мало кто захочет слушать неприятный голос. Обращайте внимание на свои интонации! Вы должны говорить уверенным, ровным тоном. Это еще одна речевая ошибка, которая может испортить жизнь. Проверьте, не водится ли за Вами такого греха!

3. Язык подростков

«Ой, я вчера прошвырнулась по магазинчикам, там так много классненьких шмоточек!». Помните, всему свое время! Не позволяйте своему прелестному ротику произносить подобные слова, ведь Вы – зрелая, взрослая женщина, которая знает, чего хочет от жизни, чей голос должен звучать надлежащим образом!

4. Проглатывание окончаний

Одна из 7 речевых ошибок – недоговаривание слов до конца. Мы часто слышим, как люди невнятно говорят что-то себе под нос. Хотите, чтобы Вас воспринимали всерьез? Произносите все слова отчетливо!

5. Бранные слова

Бранная лексика допустима лишь в случае, когда, встав ночью в темноте с кровати, Вы случайно споткнулись, и в комнате больше никого нет. Находясь в обществе людей, Вы должны преподносить себя как леди! Если боитесь, что без бранных слов не впишетесь в мужскую компанию на работе – зря. Покажите свою значимость лояльным подходом и отзывчивостью. Необязательно говорить, как сапожник!

6. Бездумный сленг

Не разговаривайте так, будто идете по улице. Не следует называть людей психами или опровергать их высказывания, даже если Вы с ними не согласны. Разговаривая с сотрудниками, друзьями, соседями, будьте тактичны и станете глубоко уважаемы окружающими. Колкие словечки абсолютно не добавляют шарма!

7. Бормотание

Я надеюсьчтовыменяпонимаетеноеслинетничегострашного. Наверняка, Вы встречали людей, которые говорят именно так. Не совсем приятное впечатление, не так ли? Несомненно, все мы иногда устаем от долгих разговоров, но важно, чтобы бормотание себе под нос не вошло в привычку. Хотите обладать безупречной речью? Следите за тем, что и как Вы говорите! Работайте над собой!

Теперь, зная 7 основных речевых ошибок, сможете их избежать. Как следствие, Вас будут воспринимать как зрелого, образованного человека. А не об этом ли Вы мечтаете?

У каждого из нас своя манера поведения, общения с окружающими. От нее многое зависит в повседневной жизни, в отношении близких и коллег. Что такое манеры, какими они бывают и как выбрать правильную манеру общения?

Плохие и хорошие

С детства нам прививали знания о том, что нужно приобретать хорошие манеры и избавляться от плохих. Но как можно охарактеризовать и те и другие?

Плохие манеры - это прежде всего способ поведения, вызывающий у окружающих негативные эмоции. Примером может послужить откровенная грубость, неуважение к людям, равнодушие. Сюда относится также неряшливость в одежде и внешнем облике, чрезмерная жестикуляция, раздражительность, сквернословие.

Хорошие манеры - явление прямо противоположное. Человек, обладающий ими, открытый и доброжелательный. Неудивительно, что он притягивает к себе других, подобно магниту, и создает все условия для собственного жизненного развития.

Положительные манеры общения с собеседником

Конечно, каждому из нас хочется быть позитивным и успешным, поэтому обучение хорошим манерам - первый шаг на пути к цели. Как этого достичь? Вот несколько простых правил общения с другим человеком.

За регулированием манер человека стоит целая наука. Она подразумевает под собой широкий пласт культуры поведения и называется этикетом. В понимание о том, что такое манеры, входит доброжелательное отношение к людям в целом, особенно пожилым и женщинам, формы приветствия и вежливого обращения, правила поведения за столом, в определенных жизненных ситуациях и так далее. Рассмотрим несколько из них подробнее.

Знакомство: представляем людей друг другу

Есть ситуации, в которых формальности излишни. Есть и такие, в которых нужно представлять собеседников по всем правилам. В любом случае, если у вас есть сомнения, что люди незнакомы, их обязательно нужно представить друг другу. Просто по имени или с более подробным представлением - зависит от ситуации. Разговаривать с кем-то в обществе другого человека, которому ваш собеседник не представлен, считается дурным тоном.

Запомните важное правило: лучше переусердствовать, чем показаться откровенно невежливым. Так, например, в худшем случае вы еще раз представите друг другу людей, которые уже знакомы. Но это куда менее критично, чем не представить их совсем.

Благодарность: как и зачем?

Благодарность - важная составляющая положительной манеры поведения в общении. Плачевно, оглядываясь вокруг, видеть то, насколько равнодушными стали люди, не утруждая себя элементарным «Спасибо». Причем вы можете ожидать благодарности от других и остро реагировать на ее отсутствие, в то время как сами часто забываете о такой простой вещи.

Возьмите себе в привычку благодарить людей даже за обычные повседневные ситуации, например:

  • Приглашение куда-нибудь. Неважно, приняли вы его или отклонили.
  • Подарок, даже самый незначительный.
  • Время, проведенное в гостях или в обществе другого человека, и т. п.

Уместным будет высказать благодарность лично. Если такой возможности нет, постарайтесь сделать это по телефону или по почте. И ни в коем случае не рассчитывайте, что «они, мол, и сами знают, как я им благодарен». Поблагодарив, вы не совершите никакой ошибки, однако, оказав пренебрежение, будете в корне неправы.

Манера одеваться

Казалось бы, как может волновать окружающих то, каким образом вы одеты? Однако свои правила хороших манер существуют и здесь.

На официальном мероприятии будет уместным спросить организаторов о предполагаемом стиле одежды (если это не указано в приглашении). В любом случае, появившись на торжественном приеме в джинсах и рубашке, вы будете выглядеть по меньшей мере нелепо. А приглашение на дружескую вечеринку в неформальной обстановке вряд ли предполагает наличие смокинга или элегантного платья. Так что учитывайте обстоятельства и тщательно подбирайте наряд, в котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно.

Современная интерпретация хороших манер

О том, что такое манеры, в прошлом сложены целые трактаты. Однако сегодня многие из данных рекомендаций устарели и могут показаться нелепыми. Конечно, нет ничего предосудительного в галантности с женщиной. Но и обращаться с ней, как с хрустальной вазой, будто она не в силах сама позаботиться о себе, не стоит. Вот несколько современных трактовок известных нам всем правил этикета.

  • Нужно ли открывать дверь перед женщиной? Необязательно, но лучше открыть, если вы идете впереди или вам это просто удобнее. Кроме того, придерживайте дверь для тех, кто старше, нагружен покупками или несет маленького ребенка, к примеру.
  • Нужно ли обходить машину и открывать дверь для женщины, которая сидит на пассажирском сиденье? Хорошим тоном для водителя будет открыть дверь пассажиру перед посадкой. Или же помочь выйти из машины пожилому человеку. В других случаях можно считать такое проявление вежливости излишним.
  • Нужно ли уступать место в транспорте? Да. Принято уступать место пожилым людям, с ограниченными возможностями, беременным, а также тем, кто едет с тяжелыми сумками.
  • Нужно ли вставать мужчинам, когда женщина встает из-за столика или выходит из комнаты? Необязательно, если только вы не хозяин мероприятия и не хотите проститься с гостем.
  • Нужно ли мужчине, сопровождающему даму, идти со стороны проезжей части? Нет, такого правила в современном обществе нет.

Многие имеют неверное представление о том, что такое манеры. Это не церемонность и не излишняя сложность в общении. Высказывая друг другу элементарные знаки уважения, вы только выиграете и прослывете вежливым, культурным собеседником.