Как научить ребенка говорить буквы. Если ребенок не выговаривает букву к, г, х Ребенок не говорит букву т


Моей дочке 2 года и 10 месяцев. У нас проблема со звукопроизношением: вместо ш, щ, ч - своеобразное горловое Х, отсутствуют р, л. Речь нечеткая, посторонние понимают с трудом. И еще почему-то путаница с родами, может сказать: "папа пришла" или "я ушел". О ребенке: беременность и роды протекали спокойно, выписались из роддома на 3 сутки, в карте - первая группа здоровья. Ребенок 2ой, старшему брату 9 лет. И дальше развитие по возрасту: в 6 мес начала сидеть, в 7 - ползать, в 10 - ходить, примерно в этом возрасте сказала первые слова. Девочка усидчивая, любит читать, рисовать, фантазировать, хорошо разбирается в цветах, знает много стихов (правда, понять ее декламацию может только мама). Брат в этом возрасте говорил свободно, все буквы были на месте. Подскажите, когда бить тревогу, к кому обращаться в первую очередь, с какого возраста начинать?

Ответ
Екатерина, звукопроизношение ребенка соответствует физиологической норме. Для подстраховки можете проконсультировать ребенка у невролога, чтобы исключить неврологическую симптоматику. Можете подождать до 3,5 лет, а затем (если не будет изменений) проконсультировать дочку у логопеда. Но в любом случае звукопроизношением логопед занимается только с 4,5 лет.

Спрашивает Павел Крутов
Нашему сыну уже 2 года исполнилось недавно, но словарный запас очень скуден - только "папа, мама, деда, баба, да, нет, сам, туда, няня, кака...". Хотя занимаемся с ним много, в пальчиковые игры играет часто и с удовольствием, развивающие игры, рассчитанные на возраст 3 года, он проходит "на ура", все понимает, просьбы выполняет... но прогресса в развитии речи не видно. Очень обеспокоены этим. Не подскажете, что делать дальше? Может, сходить к врачу-логопеду или попробовать отдать его в детский садик пораньше, не осенью, поиграть в какие-то другие, определенные игры?

Ответ
Павел, сначала нужно проконсультировать ребенка у невролога, а затем решать вопросы с садом. Вы можете проконсультировать малыша у логопеда. Но думаю, что ничего нового Вам логопед не скажет, кроме того, что нужно подождать и прийти на консультацию через год. Если неврологический статус спокойный и ребенок не входит в группу риска, то ничего страшного нет. Мальчики обычно в этом возрасте медленнее девочек накапливают словарь, более ленивы в разговоре.

Спрашивает Оксана
Сыну 2 года и 6 месяцев. Месяц назад начала замечать, что ребенок хочет сказать что-то быстро-быстро, но у него не получается и получается: "я-я-я-я хочу пить" или "на-на-нарисуйте мне домик", когда говорит медленно, то говорит хорошо. Беременность протекала хорошо, роды без осложнений, ходить начал в 10 месяцев, говорить в 1 год и 4 месяца, в 1 год и 9 месяцев начал чисто говорить букву Р. Подскажите, что делать. Спасибо.

Ответ
Необходимо очень тщательное обследование у невролога. В этом возрасте у детей речевое развитие идет очень быстро, что может спровоцировать заикание, если неспокойный неврологический статус и ребенок входит в группу риска.

Спрашивает Мария
Моему малышу 2 года. Он говорит практически все, есть фразовая речь, но произношение оставляет желать лучшего. В сложных словах начальные согласные он не произносит, например, вместо слова "солдат" говорит "олдат", вместо "рассказать" - "азать" и т.д. Простые двусложные слова, такие как, "пупсик", "киска", "ложка" проговаривает нормально. Есть ли повод для беспокойства и как улучшить произношение? Спасибо.

Ответ
Мне трудно ответить по поводу беспокойства (мало информации о беременности и родах). Но, судя из написанного, могу сказать, что речевое развитие пока соответствует возрасту.

Спрашивает Лилия
Моему сыну через три месяца будет три года, а нормальной речи мы от него до сих пор не слышали. Можно сказать, что он вообще не говорит, а общается условными звуками (например, киска-няу, корова-му). Меня это очень беспокоит. Беременность протекала с угрозой в последние два месяца. Роды быстрые. Первые три месяца после родов у малыша было ВЧД. Пошел в год. Врожденная косолапость на правой ножке. Постоянно развиваем мелкую моторику, сынишка с раннего возраста проявляет интерес к мелким деталям (болтики, пуговицы). Врачи не придают значения моим опасениям, ссылаясь на индивидуальное развитие ребенка. У нас благополучная семья - я, муж и ребенок. Опыт с детским садиком оказался неудачным из-за частых болезней, и еще сын очень привязан ко мне. Сейчас его общение с детьми ограничивается только общением с моей племянницей, которая младше сына на два месяца (кстати, она говорит не лучше). Помогите разобраться, в чем дело. Спасибо.

Ответ
Обязательно консультация, обследование и лечение ребенка у невролога. В основе нарушения речи (скорее всего, задержка речевого развития) в неврологии. Не успокаивайте себя заявлением врачей об индивидуальном развитии ребенка. У Вашего малыша серьезные проблемы в речевом развитии.

Спрашивает Ирина
Ребенку 2,5 года. Во время беременности был токсикоз ранний. Беременность третья, до нее было два выкидыша. Беременность протекала хорошо. Только после родов я узнала, что у ребенка была плацентарная недостаточность. Марк пошел поздно, в 1 год и 1 месяц. На данный момент говорит в основном слогами: свет - ве, вода- ва, кошка - мяу, собака - аф и т.д. Начинает говорить простыми предложениями типа: мама на, где баба. Врач ставит задержку в развитии речи, выписал пикамилон, но я пока не давала. Может, и не стоит? А в общем, ребенок общительный, любознательный, все понимает.

Ответ
Ирина, обязательно лечить ребенка . Задержка речевого развития не исчезает сама по себе. Сначала лечить, а потом учить. С 3 лет обязательно заниматься с логопедом.

Спрашивает Екатерина
Моему сыну 2,5 года. Вместо букв "т" говорит "к", вместо буквы "г" - "д". Остальные буквы выговаривает хорошо, в том числе буквы "Р","Л","Х". Ребенок развитый, мы с ним постоянно занимаемся, рисуем, лепим, играем с мелкими предметами. Роды и беременность протекали без осложнений. Говорить начал в 1,11. Сейчас разговаривает хорошо, осмысленно, предложениями (только иногда говорит вместо "ПОШЕЛ"-"ПОШЛА"). Наследственно ничем плохим не отягощен))). ПОдскажите, на что направить мои усилия, чтобы помочь ему правильно говорить. Большое спасибо.

Ответ
Екатерина, постоянно обращайте внимание на родовое соответствие слов и на согласование. Исправляйте, давая правильный вариант, и заставляйте повторить.

Материал подготовлен специально
для детского портала
и опубликован 8 февраля 2006 г.

Если у ребенка что-то не получается, не переходите к следующему этапу обучения, а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях, на которых вы остановились

Как научить ребенка говорить буквы не “проглатывая” и правильно выговаривать буквы Р и Л?

Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах,а также – полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника – как научить ребенка выговаривать буквы правильно. Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать “заковыристые” буквы Р и Л. И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

“Сложная” буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв. Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться, на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л, важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы правильно,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя … » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик …» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем – в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям.

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза – на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки, то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов, одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения.

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры. Попросите ребенка показать свой язычок – пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование – кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение – малыш двигает в разные стороны большим пальчиком,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка “почистить” зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны. Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

– Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки. На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик – на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок “крепким” секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

– Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем – малыш как бы “присасывается” поверхностью зыка к нёбу,а затем “отрывает” его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

– Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

– Заключительное упражнение для укрепления мышц языка – малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от “физкультурных” упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге – ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами – др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её “зажевывает” или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками.

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом “оттачивания” артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками. Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно – сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и “сложную” букву Р:

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс – 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

“Оттачиваем” у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем – положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными – У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать “сложные” буквы, в том числе – буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Как говорить с родителями чужих детей, которые не особо хотят вас слушать

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Детки-непоседы. Как их “утихомирить”?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Научитесь не потакать своему малышу!

Это интересно!

Просмотрено

Кулинарные идеи для молодых мамочек: Как сделать стол интереснее

Что делать, если ребенок в 5 - 6 лет не выговаривает букву (звук) — К . О том, как научить ребенка правильно произносить букву К, Г, Х , мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Дети нередко затрудняются в произнесении звука «к» или всей группы заднеязычных звуков: «к», «г», «х» . Иногда это естественная возрастная особенность детской речи, и она потом исчезает, а порой это стойкий недостаток, устранение которого требует специальных систематических занятий.

Расскажем кратко, как можно научить ребенка правильно произносить «к», «г», «х» .

При правильном образовании звуков «к, г» губы и зубы разомкнуты, расстояние между ними меняется в зависимости от следующего за звуком гласного. Кончик языка упирается в нижние альвеолы или несколько отодвинут назад. Спинка языка сильно выгнута и плотно прижимается к нёбу. Выдыхаемая струя воздуха с силой прорывается между нёбом и спинкой языка («к», «г» называются смычными, взрывными, мгновенными). Звук «к» глухой, произносится без участия голоса, а звук «г»- его звонкая пара. При произнесении звука «г»выдох менее напряженный. Звук «х» также глухой, произносится без голоса. При образовании этого звука плотного смыкания не возникает, а между выгорбленным языком и нёбом есть только щель, сужение (звук называется щелевым, про¬износится не мгновенно, а длительно).

В речи детей звуки «к, г, х» иногда или отсутствуют, пропускаются или заменяются другими, чаще всего переднеязычными: «к» произносится как «т», «г» как «д», «х» как «т». Ребенок произносит: «Татя» (Катя), «тутушка» (кукушка), «дусь» (гусь) и т. д.

Иногда достаточно только несколько раз произнести звук четко, выразительно, даже подчеркнуто, и ребенок, подражая, сразу начинает правильно выговаривать его. Если это не удалось, для выработки правильного произношения «к» с успехом может быть использован следующий механический прием:

  • ребенку предлагается многократно произносить слоги: «та-та-та», а кончик языка в это время пальцем (шпателем, палочкой, ручкой зубной щетки, черенком чайной ложки и т. п.) слегка прижимают книзу и немного отодвигают в глубь рта, назад. Язык при этом отодвигается, спинка выгибается, прижимается к нёбу. Постепенно получается «та-тя-кя-ка». Иногда упражнение сразу же дает эффект, а иногда необходимо повторить его в течение нескольких дней.

По мере упражнений постепенно палец убирается, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно, без механической помощи.

Подобным образом «г» получается от звука «д»: ребенок произносит «да-да-да», при нажиме на кончик языка получается: «да-дя-гя-га». Звук «х» получается от «С»: «са-ся-хя-ха».

  • При первой же удаче надо обратить внимание ребенка на то, какой получился звук, и сразу же попросить повторить его.
  • Четкий, правильный звук закрепляется, автоматизируется в разнообразных сочетаниях - в слогах, словах, фразах.
  • Предложите малышу придумывать самому слова с данным звуком, называть картинки, отвечать на вопросы и т. д.
  • Полезны, например, скороговорки: «У киски мягкие лапки. Клава клала лук на полку» и т. д.
  • Неплохо использовать при работе зеркало, чтобы ребенок мог видеть разницу в артикулировании звуков.
  • Нельзя, чтобы занятие утомляло малыша, нельзя принуждать его заниматься, если он не хочет.

Если результаты самостоятельных занятий невелики, целесообразно обратиться к педагогу по исправлению речи - логопеду.

Если твой малыш к пяти годам не выговаривает все звуки, значит сейчас, летом, самое время отправиться на консультацию к логопеду. И начать заниматься с ним дома, чтобы потом, осенью и зимой, продолжить лечение на профессиональны занятиях в садике. Наши советы помогут сделать зарядку для языка не только полезной, но и интересной. Советы дает эксперт Евгения Живулько, логопед.

Сама думай!

Удивительно, но факт: иногда даже самые "продвинутые" родители не обращают внимания на то, что ребенок не начинает говорить. Полтора года, два, три - не говорит. Совет "доброй" соседки - "У моего тоже так было, а теперь болтает - не остановить" - ни к чему хорошему не приведет, ты только упустишь время. И задержка речевого развития отразится на жизни ребенка уже с первых дней детского сада. Ему будет трудно выразить свои просьбы, мысли. Малыш начнет нервничать, могут появиться нарушения в поведении, стресс и как следствие всего агрессия.

Так что будь внимательна, следи за малышом и отправляйся на консультацию к логопеду с ребенком, если:

В 2 года, общаясь со взрослыми, малыш использует только жесты.

В 3 года, если ребенка понимаешь только ты сама, а остальным нужен "переводчик".

В 5 лет, чтобы проверить, как развивается речь, правильно ли он выговаривает звуки.

Перед поступлением в первый класс. Убедись, что с развитием речи у твоего ребенка все в порядке.

Домашняя гимнастика

Самые простые и действенные способы справиться с невыговариванием звуков - это артикуляционная гимнастика. Звучит страшновато и сложно, а на самом деле это занятие простое и очень эффективное.

Артикуляция - это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. Она связана с работой жевательных, глотательных, мимических мышц, дыханием, работой подъязычной связки. Чтобы наладить их правильную работу полезно делать домашнюю артикуляционную гимнастику. Чаще всего дети дошкольного возраста неправильно произносят звуки Ш, Р - Рь, Л - Ль.

Основные правила гимнастики

Занимаемся ежедневно по 15 минут, делать это придется длительное время - наберись терпения.

Перед тем как начать занятие, сама разучи упражнение.

Перед ребенком поставь зеркало - так ему будет легче выполнять задания.

Перед началом занятия расскажи, как называются артикуляционные органы, и объясни, где что находится.

Каждое упражнение проработайте медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Не сердись на ребенка, если у него что-то не получается.

Для каждого занятия придумай маленькую историю, привлеки к занятиям любимые игрушки.

Пошипим!

Проблема - неправильное произношение шипящих. Слова для проверки: шар, шапка, уши, мыши, бабушка.

Виды неправильного произношения

Язык отодвинут в глубь рта, воздух с шумом проходит между сжатыми зубами. Иногда губы прижимаются к передним зубам, звук получается похожим на Ф.

Воздух "бьет" в обе щеки так, что щеки раздуваются. Звук получается "хлюпающий".

Кончик языка прижат к нижним зубам, а "спинка" языка выгнута. Звук получается мягче, чем нужно.

Шипящие звуки заменяются на свистящие Ш на С, Ж на З.
Упражнения

Согреем ладошки

Цель: плавная, сильна воздушная струя.

Описание: округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем ладошки. Струя воздуха должна быть теплой.

Обрати внимание! Щеки не должны надуваться.

Непослушный язычок

Цель: расслабить мышцы языка, удерживая его широким.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлепывая, произносить звуки: "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Обрати внимание! Язык должен быть широким, края касаются уголков рта.

Приклей конфетку

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить ее к небу за верхними губами.

Обрати внимание! Необходима только работа языка, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Ветер

Произносим звуки ш-ш-ш, ребенок поднимает руки вверх и покачивает ими из стороны в сторону. Такое же движение для проговаривания слогов: ша, шо, шу, ши.

Ручки замерзли

Трем руки друг о друга одновременно произносим звук ш-ш-ш.
Полялякаем!

Проблема - неправильное произношение звука Л. Слова для проверки: лопата, стол, молоко, колесо.

Межзубное Л, звук произносится твердо, но кончик языка между зубами;

Вместо звука Л или Ль слышится звук У, В, Н, Й;

Носовое Л или Ль. Выдыхаемая струя проходит через нос, слышен носовой звук Нг.

Упражнения

Вкусное варенье

Цель: движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Обрати внимание! Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной.

Качели

Цель: умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными звуками.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Обрати внимание! Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка

Цель: укрепить мышцы языка и подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Обрати внимание! Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следи, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Порычим!

Из всех звуков русского языка звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают разными. Слова для проверки: рак, рыба, игра, корка, марка.

Виды неправильного произношения:

Звук Р может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: "Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей выходи комить звеей".

Звук Р может искажаться при произношении. Довольно часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука Р, при котором вместо правильного звука слышится Рль или носовое по звучанию похожее на сочетание Нг.

Звук Р может заменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки Л, Й, Ы, Г, В.
Упражнения

Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Обрати внимание! Следи, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка небо, делая языком движения вперед-назад.

Обрати внимание! Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следи, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Цель: плавная, непрерывная воздушная струя, идущая посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть маленький кусочек ватки на противоположный край стола.

Обрати внимание! Нельзя надувать щеки. Следи, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не звук Х, чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Цель: упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.

Описание: попроси ребенка повторить за тобой слоги: ра, ро, ру, ры, рэ. Потом их сочетания: ра-рэ ри, ро-ри рэ, ру-ри-ро и т. д. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок придумает сам и назовет сочетания слогов.

И помни: каждый ребенок развивается индивидуально. Наши советы - это руководство к действию для внимательной, думающей и любящей мамы.

Можно ли бороться с проблемой в развитии речи у крохи в домашних условиях?

Редко кто из родителей не сталкивается с проблемой в развитии речи у крохи. Но не каждый из них имеет возможность заниматься у логопеда. В этом случае можно проводить занятия дома.

Как быстро научить ребенка говорить?

Как быстро научить ребенка говорить?
  1. Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
  2. Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
  3. Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
  4. Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
  5. Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
  6. Разговариваем грамотным, взрослым языком . Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
  7. Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
  8. Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
  9. Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
  10. Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Как научить ребенка говорить без логопеда?


Как научить ребенка говорить без логопеда? Общие полезные правила при домашнем обучении ребенка:

  1. Глаза ребенка и мамы должны находится на одном уровне. Так малышу будет проще наблюдать за всеми проводимыми манипуляциями
  2. Занятия проводим каждый день, в игровой форме. От 10 до 15 минут
  3. Массаж лица, гимнастику проводим ежедневно. Проговаривание звуков и скороговорок проводим не реже 4 раз в неделю

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Гимнастика для четкого и правильного произношения

  • По надутым, воздушным шариком, щекам, делаем массаж
  • Дудим как паровозик, губы тянем вперед. Крутим ими сначала в одну сторону, затем в другую
  • Улыбаемся вместе с малышом. Затем собираем губы бантиком. Делаем несколько раз
  • Целуемся с ребенком, напрягая губы трубочкой, а затем расслабляя
    Проводим по губам языком в одну и другую сторону
  • Вытягиваем язык к верхней губы, затем к нижней. Также в левую и правую стороны
  • В конце делаем подобие умывания на своем лице. Ребенок должен повторить

Переходим к произношению гласных звуков

С произношением этих букв у ребенка практически не бывает проблем. Но позаниматься все-таки нужно.

  • Без напряжения, не длинно и резко проговариваем - А – а – а
    Равномерно на выдохе длинно произносим - Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации. Повторяем таким же образом со всеми гласными.

Гимнастика с согласными

Проводим произнося парные слоги, как скороговорку. Лучше чередовать: сначала произносим слог, затем скороговорку с этой буквы.
П – Пу-по-па-пэ-пи-пы В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы Ш –
Шу-шо-ша-шэ-ши-шы З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы С – Су-со-са-сэ-си-сы

Преимущество таких занятий в том, что их можно проводить в любом месте: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

  • Для развития речи, очень важна мелкая моторика .
  • Массируем ладошки чада, руками и мягкими щеточками
  • Клеим аппликации, собираем крупы, нанизываем мелкий бисер на ниточку, лепим из пластилина, используем разнообразные потешки, например «Сорока-ворона»



Как научить ребенка говорить букву с?
  • Даем ребенку зажать зубами колпачок от ручки. После чего просим ребенка подуть
  • Просим малыша растянуть рот в улыбке и упереться язычком в нижние зубы. Кладем на кончик языка спичку и просим ребенка сильно подуть на ее основание. Образуется четкий звук «с». В последствии, при получении результата, можно делать это упражнение без спички

Видео: Постановка звука с. Как научить ребенка выговаривать звук с?

Как научить ребенка говорить букву ж?

  • Как можно чаще произносим слова содержащие такую трудную букву
  • Показываем малышу правильное положение губ и языка
  • Проговариваем специальные стишки и скороговорки
  • Слова проговариваем протяжно, имитируем жужжание жука

Видео: Как правильно выговаривать букву Ж?

Как научить ребенка говорить букву т?

  • губки расслаблены
  • зубы не сомкнуты
  • кончик язычка стучит по верхними зубкам
  • горлышко не двигается

Видео: Постановка звука Т в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву г?

  • Во время произношения малыша слога «да», чайной ложечкой постепенно отодвигаем язык надавливая на переднюю часть его спинки. При движении, языка сначала появится слог «дя», потом «тя», а вслед за ним «га»



Как научить ребенка говорить твердую букву л?
  • Обратить внимание на правильность произношения этой буквы следует не ранее 5-6 лет
  • Эту букву произносим улыбаясь. Кончик языка прижимаем к небу. Показываем малышу такое положение и одновременно просим погудеть. Со временем услышим, как ребенок произносит «л»
  • Если тяжело произносит малыш твердый звук «л», делаем упражнения языком. Показываем малышу как нужно облизывать губки, гладить небо и зубы языком. Пытаемся дотянутся до носа языком
  • Чтобы ребенок запомнил правильное произношение этого звука, при пропевании ла-ла-ла, просим его слега прикусить язык. Так малыш легко запомнит правильное положение языка

Видео: Постановка звука л. Как научить ребенка выговаривать звук л?



Как научить ребенка говорить букву ш?
  • Для правильного произношения буквы «ш», показываем малышу как расположить язык прижимая к нижней губе, при одновременном поднятии кончика и боков языка
  • Делаем упражнения, изображая улыбку на губах
  • Имитируем жевательные движения

Видео: Постановка звука ш. Как научить ребенка выговаривать звук ш?



Как научить ребенка говорить слово?
  1. Акцентируемся на артикуляции. Ясно, четко и правильно проговариваем слова, которые кроха не правильно произносит. Просим его произнести правильно
  2. При общении, сложные слова не заменяем простыми. Если говорим о разных предметах, например, морковь, помидор, капуста, не обобщаем, что это овощи. Обучаем чадо разным названиям предметов
  3. Пополняем словарный запас ребенка глаголами. Говорим не существительными, а короткими предложениями. Например, тигр рычит (идет, спит, играет)
  4. Употребляем в разговорной речи признаки предметов: арбуз - сладкий, сочный, большой
  5. Объясняем, что такое противопоставления. Пол твердый, а игрушка мягкая. Машина едет, а самолет летит
  6. Пополняем словарный запас ребенка, читаем сказки и стихи

Используя все методы перечисленные в статье, при регулярном занятии, можно с легкостью решить не большие проблемы развития речи.

При сильно больших отклонениях речи, без помощи специалиста не обойтись.

Видео: Как научить ребенка говорить?