Новая ветка японских эсминцев. Эсминцы и миноносцы. Кто делает - не говорит, кто говорит - не делает

В первой половине XX века взгляды японских военных теоретиков на роль и основные задачи класса эскадренных миноносцев заметно отличались от представлений флотских кругов других стран.

Например, если американская доктрина видела в эсминцах довольно универсальный тип кораблей, подготовленный для самого широкого спектра задач, то японские конструкторы взяли курс прямо противоположный и стремились добиться их максимальной специализации.

Главным предназначением эскадренных миноносцев Императорского флота были торпедные удары, что и обусловило основные направления эволюции и развития этого класса.

Именно японским инженерам принадлежит авторство самой быстрой и мощной торпеды Второй мировой войны - знаменитого типа 93, так же известного как Long Lance. В качестве окислителя вместо сжатого воздуха конструкторы одними из первых стали применять в них кислород, резко повышая скорость и дальность хода торпеды.

В то же время, вместе c прогрессом в развитии торпедного вооружения в эсминцах поздней постройки на второй план отошла ПВО, которая и без того никогда не была сильной стороной японского кораблестроения.

Если на борту американских эсминцев для защиты от авиаударов очень часто устанавливались универсальные орудия главного калибра, то для японских кораблей это было скорее исключением, ну а качество их ранних мелкокалиберных зенитных автоматов всегда оставляло желать много лучшего.

Одна из характерных черт, выделяющих эсминцы Императорского флота поздней постройки на фоне «одноклассников», - расположение большинства орудийных башен на корме корабля.

Японские инженеры и конструкторы предполагали, что в ненастную и ветреную погоду носовые орудия будет заливать вода, снижая их боеспособность. В результате большая часть орудий корабля сконцентрирована на корме, что позволяет игроку наносить серьёзный урон противнику даже при отступлении.


Рассекая волны

Ветка японских эсминцев начинается на втором уровне:
II уровень - Umikaze
Корабль 1911-го года постройки, ставший первым эскадренным миноносцем нового поколения, конструкция и характеристики которого задали новый стандарт для последующих поколений японских эсминцев. Корабль сочетал в себе довольно мощные 120-мм орудия и четыре торпедных аппарата, а скорость хода достигала весьма достойных для эсминцев тех лет 33 узлов.
III уровень - Wakatake
Эсминец 2-го класса, построенный в начале 20-х годов. По скорости хода и вооружению заметно превосходит предшественника: Wakatake первый корабль ветки, оснащённый 533-мм торпедными аппаратами. Четыре трубы ТА, расположенные в носовой и кормовой частях корпуса, эффективно поражают даже хорошо бронированные корабли противника, а 120-мм орудия позволят отбиться от вражеских эсминцев или легкобронированных крейсеров.

IV уровень - Isokaze
По сравнению с предшественником Isokaze заметно вырос в размерах, в силу чего незначительно потерял в скорости хода и обзавёлся дополнительным двухтрубным торпедным аппаратом. Возросшее число установок ТА корабля заметно увеличивает углы обстрела цели, позволяя игроку лучше управлять огнём эсминца.

V уровень - Minekaze
Тип Minekaze - последние эсминцы японского флота, оснащённые 533-мм торпедными аппаратами. Как и у эсминца Wakatake, передний ТА корабля расположен довольно оригинальным способом - перед мостиком, довольно близко к носу, что, по представлениям японских кораблестроителей тех лет, должно было увеличить углы обстрела и упростить прицеливание.

VI уровень - Mutsuki
По большинству своих параметров близок к предшественнику, за исключением перехода к более совершенным торпедам калибра 610-мм. Хотя общее число ТА не изменилось, число установок сократилось до двух. В процессе прокачки игроку становится доступна конфигурация корабля с усиленным ПВО вооружением, благодаря чему эсминец сможет успешнее противостоять вражеским ударным эскадрильям.

VII уровень - Hatsuharu
Эсминец постройки начала 30-х годов. Проектирование Hatsuharu велось в соответствии с положениями Лондонского договора, который, помимо прочего, ограничивал водоизмещение корабля значением в 1500 тонн. Первый эсминец ветки, оснащённый 610-мм торпедами Long Lance, а также довольно мощными 127-мм орудиями главного калибра в закрытых установках. В сочетании со скоростью хода в 36,5 узла и высокой манёвренностью это позволяет эсминцу успешно действовать даже против хорошо бронированных линкоров или крейсеров. В ходе прокачки игрок сможет заменить одну из орудийных башен на батарею лёгких зенитных автоматов, увеличивая боевую эффективность корабля в сражении с авианосцами.

VIII уровень - Kagero
Проектирование и постройка Kagero велась без учёта ограничений Лондонского морского договора, а потому эсминец заметно вырос по водоизмещению на фоне своих предшественников. Хотя скорость и манёвренность корабля остались на уровне предшественника, схема вооружения была заметно переработана: эсминец получил дополнительное 127-мм орудие главного калибра, но число торпедных аппаратов Kagero снизилось до восьми.
IX уровень - Fubuki
Представитель специального типа эсминцев японского флота, задавший в своё время новый стандарт для кораблей этого класса. По сравнению с предшественником по ветке развития усилилось торпедное вооружение: на борту эсминца установлены три трёхтрубных ТА калибром 610 мм. В процессе прокачки игрок сможет заменить их четырёхтрубными установками, ещё больше увеличив мощь торпедного залпа. Как и у Kagero, две из трёх башен главного калибра установлены на корме, благодаря чему корабль может вести эффективный артиллерийский огонь даже во время отступления.

X уровень - Shimakaze
Эсминец Simakaze может похвастать самым мощным торпедным вооружением в игре - тремя пятитрубными ТА, оснащёнными торпедами Long Lance. По сравнению с Fubuki получил более совершенные котлы с повышенными показателями пара, благодаря чему способен разогнаться до впечатляющей даже по меркам эсминцев поздней постройки скорости в 39 узлов.

Японские корабли можно отличить по идеальному состоянию палуб и бортов. Красота достигается двумя способами: 1) традиционной японской аккуратностью и вниманием к деталям; 2) экстремально-молодым возрастом, который у многих кораблей не превышает 10 лет.


Всего за одно десятилетие состав ВМС самообороны Японии (JMSDF) пополнился 10 новыми эсминцами.

Обновление происходит незаметно, без лишнего шума и обещаний построить N кораблей к...надцатому году.

Четыре классифицируются как эсминцы-вертолетоносцы. Со сплошной полетной палубой и размерами, явно превышающими размеры обычных эсминцев. Но это и не “Мистрали”. Японские вертолетоносцы предназначены для действий в открытом море, в составе быстроходных эскадр боевых кораблей. По своей концепции они близки к советским авианесущим крейсерам (ТАВКр пр. 1143) с поправкой на их меньшие размеры и более сбалансированные характеристики для решения четко обозначенных задач (ПЛО).

От эсминцев им достался впечатляющий комплекс средств обнаружения (радары с АФАР, гидролокаторы). А противолодочным вертолетоносцам типа “Хьюга” - еще и неслабый оборонительный комплекс, 60 зенитных ракет средней дальности.

Два эсминца (тип “Атаго”) - увеличенные копии американских “Берков”, оснащенные системой “Иджис” и 90 пусковыми установками для ЗУР и космических перехватчиков SM-3.

Последняя четверка - ракетные эсминцы типа “Акидзуки” (вступили в строй в 2012 - 2014 гг.). Небольшие для своего класса (7000 тонн), но оснащенные самой современной электроникой. Заточенные под обнаружение низколетящих целей.

Появление этих кораблей завершило формирование контура ПВО японских соединений. В этой схеме “эсминцы ближнего боя” прикрывают “старших по рангу” - корабли, оснащенные системой “Иджис”, отвечающие за перехват целей на больших высотах.

Такой грамотной системы нет больше ни у кого, даже у ВМС США.

Но не прошло и пары лет, и японцы спускают на воду очередной эсминец нового типа (дизайн DD25), получивший имя “Асахи”. В честь броненосца времен Русско-японской войны.


Кто делает - не говорит, кто говорит - не делает

Появление “Асахи” стало неожиданностью даже для тех, кто внимательно следит за строительством боевых кораблей по всему миру. Да этого ходили лишь неясные слухи о разработке двух серий новейших эсминцев - бюджетного DD25 и перспективного DD27, сочетающего обычное вооружение с на новых физ. принципах. Без указания конкретных характеристик и числа строящихся кораблей.

Впрочем, сегодня количество информации увеличилось ненамного.

JS Asahi, бортовой номер “119”. Длина корпуса 151 м, ширина 18,3 м. Стандартное водоизмещение 5100 т. Полное - в пределах 7000 т. Главная особенность - гидролокатор нового типа, название и характеристики которого не разглашаются.

Все остальное - выводы, сделанные на основе представленных фотографий.


Одно из первых изображений строящегося эсминца DD25

В первую очередь необходимо отметить, что японцам все же удалось построить эсминец, который не похож на авианосец.

Исходя из заявлений, главным назначением “Асахи” станет противолодочная оборона. Конструкция эсминца не содержит большого числа инновационных решений. DD25 - очередной шаг в развитии японских эсминцев 2010-х гг. (“Хьюга”, “Изумо”, “Акидзуки”), несущий аналогичные боевые комплексы и средства обнаружения.

На внешних поверхностях надстройки видны элементы характерной формы - места для установки антенн многофункционального радара, подобного FCS-3A. Радиолокационный комплекс, состоящий из восьми активных ФАР. Четыре выполняют функции обнаружения, четыре - наведения ракет. Система предназначена для отражения атак в ближней зоне с применением низколетящих ПКР.


Антенны РЛС эсминца-вертолетоносца "Хьюга"


Боевая информационная система (БИУС) с большой вероятностью будет представлена системой ATECS.

Advanced technology command system (ATECS) - самостоятельная японская разработка, учитывающая все технические нюансы и тактику применения кораблей, также известная как “японская Иджис”.

Возможности нового “Асахи” совпадают с предыдущим проектом “Акидзуки”. Главное отличие - в установке нового сонара, характеристики которого, как уже отмечалось выше, засекречены. На представленных снимках какие-либо изображения ГАС отсутствуют. Возможно, речь идет о буксируемой низкочастотной антенне и/или антенне с изменяемой глубиной погружения. С соответствующими изменениями, внесенными в БИУС эсминца.

В кормовой части надстройки присутствует вертолетный ангар и посадочная площадка.

Вооружение - по устоявшейся традиции, 32 или 16 подпалубных пусковых шахт. На количестве можно не заострять внимания. Как и все современные корабли, “Асахи” будет конструктивно недогружен, с целью экономии средств в мирное время. При необходимости количество УВП и других вооружений на его борту может непредсказуемо возрасти.

Несмотря на отсутствие информации о точном составе вооружения, смысл появления этих кораблей не вызывает сомнений. Японская концепция предусматривает создание эшелонированной обороны (ПВО/ПЛО) для районов боевого маневрирования кораблей, выполняющих задачи ПРО.

Японцы одинаково хорошо осознают угрозу, исходящую от современных низколетящих ракет и подводных лодок. Отсюда серии многофункциональных эсминцев с развитыми оборонительными возможностями, параллельно которым ведется строительство быстроходных вертолетоносцев с эскадрильями противолодочных вертолетов.

На самом деле мало кто осознает, что в области противолодочной обороны японский флот уже давно вырвался на первое место в мире.

Да и по другим параметрам он уже догоняет американский флот. На сегодняшний день в составе ВМС самообороны Японии числятся 30 боевых кораблей океанской зоны с ракетным оружием.

Несмотря на кажущееся многообразие типов эсминцев все боевые комплексы, системы и механизмы имеют строгую унификацию. Так, все корабли последних серий (“Хьюга”, “Изумо”, “Акидзуки”, “Асахи”) несут один и тот же комплект сенсоров и БИУС. Газотурбинные силовые установки представлены турбинами только двух типов - произведенными по лицензии LM2500 и Rolls-Royce Sprey. Для хранения и запуска ракет всех типов используются стандартные пусковые установки MK.41.


Floating Acoustic Jammer (FAJ) на борту эсминца "Акидзуки". Система отстреливает акустические ложные цели (поплавки-"погремушки") на дальность до 1000 м от борта корабля, время автономной работы 7 мин.

Надводная компонента ВМС Японии имеют строго оборонительное назначение. Несмотря на наличие определенного количества противокорабельных ракет (“Тип 90” собственной разработки), японские эсминцы не несут ударного вооружения в виде КР большой дальности. Официально это связано со статьей японской конституции, запрещающей создание подобных систем. Также действует современный принцип, при котором ударные задачи считаются прерогативой подлодок и авиации.

Всякий раз, когда тема касается японского флота, у публики возникают ассоциации с Русско-японской войной и Цусимой. Рана, нанесенная в том сражении, не может зажить свыше 100 лет. Причиной стало оглушительное поражение от тех, кого считали “смешными макаками” и беспомощными вассалами Великобритании.

Господа, повторение Цусимы в наши дни невозможно. Для этого нужно, чтобы корабли имелись у обеих сторон, а не только у одной.

В Цусимском бою, как и во время боя в Желтом море, сражались русские и японские эскадры. Состоявшие из равных по силам кораблей, построенных в одно время, на одинаковом техническом уровне. При этом в начале прошлого века у японцев еще не наблюдалось столь явного численного превосходства над российским флотом.


Спуск на воду эсминца-вертолетоносца "Изумо", 2013 год. Второй авианосный корабль этого типа будет принят в строй 22 марта 2017 г.


Строящийся "Асахи" рядом с крупным эсминцем "Асигара"

Прошлой осенью в Нагасаки состоялась церемония спуска на воду второго эсминца типа “Асахи”. Корабль получил имя “Сиранухи” (“свечение моря“ — неизученное оптическое явление, наблюдаемое у побережья Японии).

Тем временем, головной “Асахи”, спущенный на воду в 2016 г., уже завершает цикл испытаний. Церемония вступления в строй намечена на март 2018.

Со стороны морских сил самообороны Японии озвучены только краткие сведения, касающиеся назначения новых эсминцев: “Асахи” и “Сиранухи” (тип 25DD) имеют расширенные противолодочные возможности.

Корпус идентичен предыдущей серии 19DD “Акидзуки”. Внешние отличия имеет надстройка, где размещен новый радар с приемно-передающими модулями из нитрида галлия (вместо применявшегося ранее кремния). Вместо копии американского AN/SQQ-89, на эсминцах 25DD установлен гидроакустический комплекс собственной разработки. Из экономических соображений, боекомплект “Асахи” был сокращен вдвое (с 32 до 16 УВП). Эсминец оснащен газотурбинной силовой установкой с электрической трансмиссией.

Вот, пожалуй, и все, что достоверно известно о боевых кораблях сынов Аматэрасу.

«Сиранухи» завершает собой эпоху в истории японского флота. Следующие проекты: перспективный эсминец (33DD) и создаваемый для работы с ним в паре эскортный фрегат (30DEX) изменят облик японских ВМС. Сгруппированный силуэт, единый “восьмигранник” надстройки с интегрированным антенными устройствами и корпус из композитов. Впрочем, я бы не стал придавать этой информации большого значения: спуск на воду головного 33DD запланирован на 2024й год. С учетом традиционной для японцев параноидальной секретности вокруг приоритетных проектов, описать точный облик эсминца 33DD сейчас не представляется возможным.

Возвращаясь к “Сиранухи” и “Асахи”: на протяжении последних трех десятилетий японские корабли строились в соответствии со строгой концепцией. Во главе боевых групп — крупные эсминцы с системой “Иджис” (6 единиц), ориентированные на выполнение задач ПРО и перехват целей на границе атмосферы и космоса. Вокруг “флагманов” выстроено плотное кольцо охранения из 20 эсминцев, спроектированных в Японии.

Сохраняя общую компоновку и черты американских “Арли Берков”, японские проекты отличаются меньшими размерами, но имеют более богатую комплектацию и повышенную эффективность при решении оборонительных задач. Например, японцы первыми внедрили на боевом корабле радиолокатор с АФАР (система OPS-24 на эсминце “Хамагири”, 1990 год).

Для противодействия угрозам со стороны скоростных низколетящих ракет (совместно с Нидерландами) был создан радиолокационный комплекс FCS-3 с восемью активными фазированными антеннами. Четыре — для обнаружения и сопровождения целей. Еще четыре — для наведения собственных зенитных ракет.

На сегодняшний день — одна из лучших систем подобного назначения.

В том или ином виде (FCS-3A, OPS-50), комплекс устанавливается на всех эсминцах МС самообороны Японии, начиная с 2009 года. Особенностью данного РЛК является сантиметровый диапазон работы, обеспечивающий наилучшую разрешающую способность (ценой снижения дальности обнаружения).

Таким боевым средствам предписано действовать в связке с Иджис-эсминцами.

Самые грозные и современные — “Акидзуки” (“осенняя луна”) и “Асахи” (“лучи восходящего солнца”). Отряд из шести самураев, которые, даже в отрыве от своих старших собратьев, остаются одними из лучших в мире проектов эскадренных миноносцев. Имеющиеся недостатки (отсутствие РЛС дальнего обзора) перекрываются их главным достоинством — четким соответствием стоящим перед ними задачам.

Многофункциональные боевые корабли (7 тыс. тонн — достаточно для размещения любого вооружения) с выдающейся ближней ПВО. С дальними целями в стратосфере поручено разобраться Иджису.

Малый боекомплект — иллюзия мирного времени. Японцы уже демонстрировали похожий фокус, с заменой артиллерийских башен “Могами”. Крейсеры, в тайне, проектировались под 8” калибр, но, по условиями международного соглашения, несли “бутафорские” шестидюймовки. Пока не грянул гром. А у японцев — четыре тяжелых крейсера из ниоткуда.

В случае с “Асахи” — корабль с полным водоизмещением 7 тыс.тонн рассчитан явно на большее. Наверняка, имеется зарезервированное пространство дополнительные модули УВП.

Ударное вооружение отсутствует по политическим причинам. С учетом состояния японской науки и промышленности, создание собственного аналога “Калибра”, для них не проблема, а мелкие расходы.

«Японские власти изучают возможность создания производства крылатых ракет большой дальности для нанесения ударов по наземным целям. Об этом изданию рассказал источник в кабинете министров страны. Такие планы возникли в связи с нестабильной обстановкой на Корейском полуострове «.- газета Sankei, 28 декабря 2017 г.

Собственная ПКР у Японии создана уже давно (Тип 90). Унифицирована для запуска с надводных кораблей и подводных лодок.

До недавнего времени японцы не имели заметного опыта в области военного кораблестроения. Звучит смешно для создателей “Нагато” и “Ямато”. Увы, опыт прошлого был безвозвратно утрачен вместе с поражением в войне.

На протяжении сорока лет надводные силы составляли фрегаты с американским вооружением. Японцы проводили собственную модернизацию оборудования (система управления FCS-2 для ЗРК “Си Сперроу”), развернули по лицензии масштабное производство газотурбинных силовых установок (“Митсубиси-Роллс-Ройс”, “Исикавадзима-Харима”), но общий уровень военного кораблестроения выглядел недостойно потомков адмирала Ямамото.

Прорыв произошел в 1990 году, когда Японии, с большими трудностями, была передана техническая документация на и морскую систему ПВО “Иджис”.

Получив технологии, японцы немедленно построили 4 первоклассных эсминца типа “Конго”. Название, никак не связанное с африканским государством. “Конго” — в честь легендарного линейного крейсера, участника обеих мировых войн, в переводе — “неуничтожимый”.

От своих американских “близнецов”, японские Иджисы отличаются ферменной мачтой и более громоздкой надстройкой, в которой размещен флагманский командный пункт.

За одно десятилетие были введены в строй 14 эсминцев типа “Мурасамэ” и “Таканами”, ставшие учебными пособиями на пути возрождения ВМС. В конструкции этих кораблей нашли воплощение самые передовые решения того времени (напомню, речь идет о середине 1990-х):

— сплошная надстройка “от борта до борта”, напоминающая «берк»;

— элементы технологии “стелс”. Корпус и надстройка получили неповторяющиеся углы наклона наружных поверхностей, а в конструкции мачт были использованы радиопрозрачные материалы;

— универсальные пусковые установки Mk.41 и Mk.48;

— комбинированная станция радиоэлектронной борьбы NOLQ-3, скопированная с американской “слик-32”;

— впервые в мировой практике — радар с АФАР;

— прообраз БИУС нового поколения, развитием которой, впоследствии, стала ATECS (advanced technology command system) — “японский Иджис”. Собственно, никто и не сомневался в японских успехах в области микроэлектроники.

— масштабные меры по повышению автоматизации, позволившие сократить экипаж “Мурасамэ” до 170 чел;

— мощная и «приёмистая» газотурбинная установка, способная выйти на режим полной мощности за 1,5 минуты.

В остальном — без безумств и излишеств. Целью была постройка надежных и сбалансированных кораблей, чей облик соответствовал текущим возможностям промышленности.

Японцы, со свойственным им упорством и вниманием к мелочам, даже не поленились построить полномасштабный “макет” эсминца с неблагозвучным именем JS-6102 Asuka. Фактически — испытательный стенд для отработки новых решений. Ввиду практически полной идентичности его характеристик строевым кораблям (за исключением некоторых узлов и “мешанины” из вооружений) — у японцев, при необходимости, будет еще один эсминец.

Освоив в совершенстве технику строительства современных боевых кораблей, самураи перешли к более дорогостоящим и технически изощренным проектам. Так появились “Акидзуки” (2010 г.) и “Асахи” (2016 г.).

На сегодняшний день, располагая 30 боевыми единицами океанской зоны, в т.ч. 26 ракетными эсминцами и 4 авианесущими кораблями, с учетом технического уровня этих средств, надводная компонента МС самообороны Японии по-достоинству занимает второе место в мире. Экономическая составляющая успеха — военные расходы Японии составляют всего 1% от ВВП (лидер среди развитых государств — Россия с показателем свыше 5%), а по абсолютным значениям японский военный бюджет уступает отечественному в 1,5 раза.

Остается главный вопрос — когда, наконец, морские силы самообороны Японии уберут из своего названия “самооборона”?

Вместо послесловия:

«Японское военно-морское чудо начала XX века, превратившее Страну восходящего солнца в сверхдержаву, стало возможно лишь благодаря удивительному рационализму «Тэйкоку Кайгун» (Императорского флота). В отличие от разброда и шатаний, царивших в морских штабах и адмиралтействах многих стран (и особенно в России), японцы не сделали практически ни одной ошибки, переняв у союзников-англичан всё самое передовое — технику, тактику, боевую подготовку, систему базирования и снабжения, — и в кратчайшие сроки создав «с чистого листа» современный флот, доминирующий в дальневосточных водах. » — из книги “Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота”, С. Балакин.



VII уровень «Akatsuki»

Было построено четыре корабля такого типа: «Akatsuki», «Hibiki», «Ikazuchi» и «Inazuma». Что интересно «Hibiki» 5 июля 1947 года был передан СССР, где он обзавёлся именем «Верный», не исключено, что в дальнейшем станет премиумным кораблем. водоизмещение данного типа кораблей - стандартное 1 680 т, полное 1 980 т, длина 118,4 м, осадка 3,28, ширина составляла 10,36 м. Скорость 38 узлов, мощность двигателя 50000 л.с. Вооружение: шесть 127-мм артиллерийских орудия (3х2), два 13-мм. Торпедное вооружение: 9 штук 610-мм (3х3).


И его игровой вариант:


IX уровень «Yugumo»

Корабли типа «Югумо» повторяли тип «Кагеро», основным отличием были увеличенные размеры корпуса. Построено было 20 кораблей этого типа, еще 4 были заказаны, но не заложены. Тактико-технические характеристики: водоизмещение - стандартное 2 077 т, полное составляло 2 520 т, ширина 10,8 м, длина 119,17 м, осадка 3,76 м. Скорость до 35 узлов, при мощности двигателя в 52 000 л.с. Вооружение: шесть 127-мм артиллерийских установки (3х2), четыре 25-мм. Торпедное вооружение: восемь 610-мм (2х4).


И его игровой аналог:


VII уровень «Shiratsuyu»


Корабли типа «Ширацую» обладали множеством сходств с типом «Хатцухару», но были не такими широкими и обладали увеличиной осадкой. Всего построено 10 кораблей. Тактико-технические характеристики: водоизмещение данного типа кораблей - стандартное 1 685 т, а полное 1 980 т, ширина корабля составляла 9,9 м, длина 107,5 м, осадка 3,5 м. Скорость до 34 узлов, при мощности двигателя в 42 000 л.с. Вооружение: пять 127-мм артиллерийских установок (2х2, 1х1), два 13-мм. Торпедное вооружение: восемь 610-мм (2х4).


И его игровой аналог:


VIII уровень «Akizuki»


Построено 12 кораблей. Один из них – «Харуцуки» под названием «Внезапный» 28 августа 1947 г. вошел в состав Тихоокеанского флота СССР, а это значит, что он также имеет высокий шанс попасть в премиум-магазин. Но как бы там ни было «Акидзуки» уже стал для нас любимчиком! Машины этого типа продемонстрировали себя наиболее универсальными эсминцами, построенными на японских верфях, и являлись самыми ценными на флоте. Главное достоинство – артиллерия. В данном случае впервые японцы использовали в своей практике установку четырёх башен. Тактико-технические характеристики: водоизмещение данного типа кораблей - 2 701 т, полное 3 700 т, ширина 11,6 м, длина 134,2 м, осадка 4,15 м. Скорость до 33 узлов, при мощности двигателя в 52 000 л.с. Вооружение: восемь 100-мм артиллерийских орудий (4х2), четыре 25-мм. Торпедное вооружение: четыре 610-мм (1х4).

Эсминцы типа Fubuki на маневрах, 1941 год

В игре World of Warships ветка Японских эскадренных миноносцев появилась одной из первых. В очередном большом цикле статей мы рассмотрим их реальные прототипы.

Японские моряки вовремя оценили возможности торпедного оружия еще в конце XIX века. Достаточно вспомнить успешное нападение миноносцев на русские корабли в Порт Артуре и атаки миноносцев в ночь Цусимского сражения в Русско-японской войне. Сделав правильные выводы, японцы принялись планомерно развивать и совершенствовать свои миноносные силы флота.

Мы не будем останавливаться на миноносцах и контрминоносцах-«истребителях» (англ. destroyers) начала века и периода Русско-Японской войны и сразу перейдем к кораблям, построенным после РЯВ и во время Первой Мировой войны. Отметим лишь, что многие эсминцы носили имена своих предшественников и в истории есть «одноименные» корабли разных типов эсминцев периода РЯВ, Первой и Второй мировых войн.

Тип Umikaze.

В 1909 году в Японии были заложены «современные» турбинные эсминцы – два корабля типа Умикадзе. Их стандартное водоизмещение сразу повысилось в три раза по сравнению с истребителями периода Русско-Японской войны – до 1100 тонн, скорость выросла до 33 узлов. Корабли получили по два 120-мм орудия и пять 76-мм орудий и три-четыре торпедных аппарата (расположенных «треугольником» на Yamakaze).

Водоизмещение нормальное 1150 т, полное 1500 т.

Длина 98,3 м (97,6 м по в/л). Ширина 8,6 м. Осадка 2,78 м.

Механизмы: 8 котлов Кампон, 3 ПТУ Парсонс.

Мощность и скорость: 20500 л.с., 33 узла.

Запас топлива 250 т угля + 180 т нефти.

Артиллерия: два 120-мм, пять 76-мм орудия.

Торпеды: Umikaze – четыре 457-мм (2×2), Yamakaze – три 457-мм (3×1).

Экипаж 140 человек.

Umikaze. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1909 г., введен в строй в 1911 г., исключен в 1936 г.

Yamakaze. Верфь Мицубиси, Нагасаки. 1909 – 1911 – 1936 г.

Первые японские эсминцы 1 -го класса, заказанные по программе 1907 г. Строились на японских верфях, но проект разработан при технической помощи британских специалистов.

В отличие от других стран, японцы не стали вводить промежуточный 102-мм калибр артиллерии, а установили 120-мм орудия, каких не имел тогда ни один эскадренный миноносец мира. Сами орудия, однако, оставались армстронговскими образца 1890 г. с длиной ствола 40 калибров, так что выбор японцев трудно назвать удачным - пушки были тяжелы и не обладали надлежащей скорострельностью. Одно орудие стояло на полубаке, второе располагалось не совсем удобно - между кормовым торпедным аппаратом и мостиком, и имело ограниченный сектор обстрела.

Эсминцы сохранили смешанную артиллерию, пять других орудий были проверенными 76-мм 40-калиберными - теми, что стояли на всех ранее построенных миноносцах.

Усилилось торпедное вооружение. Ямакадзе нес три одиночных, Умикадзе два спаренных 18-дюймовых аппарата.

Значительным шагом вперед была энергетическая установка, в которой впервые в японском флоте применили паровые турбины системы Парсонса, изготовленные в Англии. Восемь котлов Кампон имели смешанное угольно-нефтяное отопление и размещались по два в четырех котельных отделениях. Развившие на испытаниях более 33 узлов (Ямакадзе – 33,5 узла) корабли стали самыми быстроходными эсминцами японского флота.

В начале 20-х годов на кораблях увеличили высоту первой дымовой трубы, а орудия главного калибра получили щиты.

К началу первой мировой войны это были самые мореходные эсминцы Императорского Флота. В боевых столкновениях не участвовали.

В 1930 году переоборудованы в тральщики, но в новом качестве они оказались малоэффективными. Кроме того, давала себя знать изношенность механизмов. По мере пополнения флота тральщиками специальной постройки, старые эсминцы выводились из его состава. В 1936 году оба корабля этого типа исключили и сдали на слом.

Тип Sakura.

Тип Umikaze был признан во флоте не очень удачным. За ним в 1911 году последовали два уменьшенных турбинных миноносца 2-го класса Сакура и Татибана (Тачибана) (530 тонн) со скоростью в 30 узлов, одним 120-мм и четырьмя 76-мм орудиями, но уже двумя двухтрубными торпедными аппаратами. В 1913 году в Англии (по проекту Ярроу) были заказаны их увеличенные варианты – эсминцы 1-го класса Уракадзе и Кавакадзе, при 810 тоннах имевшие ту же скорость и такую же артиллерию, но оснащенные 533-мм ТА.

Водоизмещение нормальное 605 т, полное 830 т.

Длина 83,3 м (82,02 м по в/л). Ширина 7,3 м. Осадка 2,2 м.

Механизмы: 5 котлов Кампон, 3 паровых машины «компаунд».

Мощность и скорость: 9500 л.с., 30 узлов.

Запас топлива 228 т угля + 30 т нефти. Дальность плавания 2400 миль (15 узлов).

Торпеды: четыре 457-мм (2×2).

Экипаж 92 человек.

Sakura. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1911 г., введен в строй в 1912 г., исключен в 1931 г.

Tachibana. Гос. верфь Майдзуру. 1911 – 1912 – 1931 г.

Первые японские эсминцы 2-го класса. Построены по программе 1910 г. Как и в случае с предыдущим типом, командование флота заказало всего два корабля, которые должны были стать прототипами для последующих серий. Они стали первыми эскадренными миноносцами чисто японского проекта.

Эсминцы получили высокий полубак, что существенно улучшило мореходность. Машинно-котельная установка, как и ранее, располагалась линейно, котлы имели смешанное угольно-нефтяное отопление. Дымоходы носовых котлов попарно выводились в две дымовые трубы, кормовой имел свою собственную.

Японская промышленность еще пока не могла обеспечить эсминцы турбинами, поэтому пришлось применить четырехцилиндровые паровые машины «компаунд», обладавшие большей удельной мощностью по сравнению с машинами тройного расширения. Несмотря на это, «на бумаге» японские эсминцы были несколько быстроходнее, чем их современники, хотя на практике многое зависело от навыков и выносливости кочегаров.

В то время, когда англичане вооружили свои эсминцы более мощными 21-дюймовыми (533-мм) торпедами, японцы сохранили 457-мм калибр, но вдвое увеличили число торпед в залпе за счет применения спаренных аппаратов. Их размещение также отличалось от британского образца, один аппарат был перенесен в нос и расположился за срезом полубака (влияние германской миноносной школы).

Артиллерия сохранила разнокалиберность, носовое 120-мм орудие с длиной ствола 40 калибров дополнялось четырьмя 76-мм 40-калиберными.

В начале 20-х годов на них увеличили высоту первой дымовой трубы, установили дальномер на носовом мостике и противоосколочный щит на орудии главного калибра.

Вместе с двумя кораблями предыдущего типа, Сакура и Татибана стали самыми современными японскими эсминцами этого периода. В 1931 г. исключены из состава флота и в 1933 г., после непродолжительного использования для вспомогательных нужд, сданы на слом.

IJN Tachibana (рисунок WoWS)

С этого момента началось разделение японских эсминцев на два класса. По образу Сакуры в 1914-1917 годах были построены 22 эсминца 2-го класса типа Каба (в том числе 12 – для французского флота, тип Алжерьен) и четыре эсминца типа Момо, последние имели три 120-мм орудия и впервые в японском флоте трехтрубные торпедные аппараты (шесть 457-мм труб). В 1918 году эта линия была продолжена шестью практически такими же миноносцами типа Еноки.

Тип Urakaze.

Водоизмещение нормальное 907 т, полное 1085 т. Длина 87,02 м (86,4 м по в/л).

Ширина 8,45 м. Осадка 2,3 м.

Механизмы: 3 котла Ярроу, 2 турбозубчатых агрегата (ТЗА) Браун-Кертис.

Мощность и скорость: 22000 л.с., 28 узлов.

Запас топлива 248 т нефти.

Артиллерия: одно 120-мм, четыре 76-мм орудия.

Торпеды: четыре 533-мм (2×2).

Экипаж 120 человек.

Urakaze. Ярроу, Скотстаун (Англия). Заложен в 1913 г., вступил в строй в 1915 г., исключен в 1936 г.

Kawakaze. Ярроу, Скотстаун. 1914 – 1916 – передан Италии в 1916 г.

Эскадренные миноносцы 1-го класса. Заказаны фирме Ярроу по программе 1912 года, став, таким образом, последними японскими эсминцами, построенными за границей (не считая трофеев). В целом проект характеризовался как весьма удачный, кроме того, он содержал большое число нововведений по части энергетики и вооружения.

Уракадзе стал первым японским эсминцем с чисто нефтяным отоплением котлов. Энергетическая установка впервые, в порядке эксперимента, была представлена турбинами Браун-Кертиса с зубчатой передачей. В качестве двигателей крейсерского хода проектом предусматривались дизели, которые, правда, так и не были установлены. Эсминцы оказались неплохими ходоками - на испытаниях Уракадзе развил 30,26 узлов, а Кавакадзе – 34,5 (сомнительно).

По артиллерийскому вооружению корабли несколько уступали своим предшественникам типа Умикадзе. С другой стороны, новые орудия главного калибра (британские 120 мм с длиной ствола 45 калибров) превосходили старые армстронговские 40-калиберные по массе снаряда, дальности стрельбы и скорострельности.

Стандартные 76-мм пушки располагались следующим образом – две побортно в районе дымовых труб, третья на возвышенной платформе позади второй трубы и четвертая на юте.

Зато торпедное вооружение усилили, так как англичане установили спаренные 21-дюймовые торпедные аппараты, такие же, как на своих эсминцах типа М.

Хотя Уракадзе был укомплектован еще в октябре 1915 года, британское правительство не разрешало передавать его заказчику до окончания первой мировой войны. Только в 1919 г. эсминец прибыл в Японию. До середины 30-х годов он находился в составе Объединенного флота. В 1936 г. исключен из состава флота и использовался в качестве блокшива № 18 (Хайкан № 18). Потоплен 18 июля 1945 г. в Йокосуке самолетами с авианосцев. Корпус окончательно разобрали в 1948 г.

Второму эсминцу серии была уготована более долгая и интересная жизнь. Еще до окончания постройки, 3 июля 1916 года, его передали Королевскому Итальянскому флоту, переименовав в Итрепидо. Однако, уже 25 сентября корабль получил новое название Аудаче. Артиллерийское вооружение было переделано под итальянский стандарт и состояло из семи 102-мм облегченных орудий (длина ствола 35 калибров), а торпедное осталось без изменений.

В период ПМВ действовал против австро-венгерского флота на Адриатике. В 1929 г. переклассифицирован в миноносец. В 1938 г. оборудован как корабль управления радиоуправляемого корабля-мишени Сан Марко.

К моменту вступления страны во Вторую мировую войну Аудаче находился практически в небоеспособном состоянии и в море выходил редко. После капитуляции Италии находившийся в Венеции миноносец был захвачен немцами переименован в ТА-20. Немцы перевооружили корабль, установив два 102-мм 45-калиберных орудия и десять спаренных 20-мм автоматов. Действовал в составе 2-й эскортной флотилии на Адриатическом море. Погиб 1 ноября 1944 г. в бою с британскими эскортными миноносцами у острова Паг.

Тип Kaba.

Водоизмещение нормальное 665 т, полное 850 т.

Длина 83,3 м (82,02 по в/л). Ширина 7,3 м. Осадка 2,3 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 3 паровых машины «компаунд».

Мощность и скорость: 9500 л.с., 30 уз.

Запас топлива 100 т. угля + 137 т нефти. Дальность плавания 1600 миль (15 уз).

Артиллерия: одно 120-мм, четыре 76-мм орудия.

Торпеды: четыре 457-мм (2×2).

Экипаж 92 человека.

Каbа, Kaede, Kashiwa, Katsura, Kiri, Kusunoki, Matsu, Sakaki, Sugi, Ume.

Все корабли серии заложены в 1914-1915 годах, вступили в строй в 1915 г., исключены в 1931 году. Строились на государственных верфях в Йокосуке, Майдзуру, Куре, Сасебо и частных верфях Мицубиси в Нагасаки и Йокогаме, Урага в Токио и Кавасаки в Кобе

IJN Sakaki, 1915

Эскадренные миноносцы 2-го класса, заказанные по военному бюджету 1914 г. Практически точная копия типа Сакура, только за счет применения улучшенных котлов удалось обойтись меньшим их числом. В связи с этим носовой котел сняли, а дымовая труба стала тоньше и выше. Изменилось соотношение нефти и угля в запасе топлива. Недостатком также считался ограниченный сектор стрельбы кормового торпедного аппарата – менее 55 градусов на каждый борт.

В 1917 году в Японии было построено еще 12 эсминцев данного типа для французского флота (тип Алжерьен или Туарег). Это были единственные крупные корабли японской постройки в составе флота европейской страны. Видимо, французов прельстила дешевизна и быстрота изготовления, так как другими достоинствами эти эсминцы не обладали.

Как и на кораблях типа Сакура, на них была проведена аналогичная модернизация.

Служба кораблей данного типа была самой напряженной и интересной среди эскадренных миноносцев, построенных во время Первой мировой войны. В марте 1917 г. по просьбе европейских союзников японцы пере бросили флотилию из 8 эсминцев типа Каба на Средиземное море. Там они базировались на Мальту и действовали против австро-венгерских легких сил на Адриатике, сопровождали конвои и вели противолодочное патрулирование. Самый серьезный инцидент произошел 11 июня 1917 г., когда австро-венгерская подводная лодка U-27 торпедировала Сакаки северо-восточнее о. Китира. Эсминец получил тяжелые повреждения, но был отремонтирован.

После войны корабли вернулись в родные воды, и начались напряженные маневры. 1 сентября 1923 г. произошло новое несчастье. Мацу и Касива выскочили на камни, снова — ремонт и возвращение в строй. В начале 1931 года 7-й дивизион (Суги, Мацу, Касива, Сакаки) был включен в состав Китайской эскадры. Это была лебединая песня данного типа, эсминцам с архаичными паровыми машинами не оставалось места в современном флоте. В ноябре 1931 года все десять кораблей были исключены и сданы на слом.

Тип Momo.

Водоизмещение нормальное 835 т, полное 1080 т.

Длина 83,3 м (82 м по в/л). Ширина 7,3 м. Осадка 2,3 м.

Мощность и скорость: 16000 л.с., 31,5 узлов.

Запас топлива 92 т угля + 212 т нефти. Дальность плавания 2400 миль (15 узлов).

Торпеды: шесть 457-мм (2×3).

Экипаж 110 человек.

Hinoki. Гос. верфь Сасебо. Заложен в 1916 г., вступил в строй в 1917 г., исключен в 1940 г.

Kashi. Гос. верфь Майдзуру 1916 – 1917 – 10.10.1944 г.

Моmо. Гос. верфь Сасебо. 1916 – 1916 – 1940 г.

Yanagi. Гос. верфь Майдзуру. 1916 – 1917 – слом в 1947 г.

Эскадренные миноносцы 2-го класса. Заказаны по программе 1915 года. (Не путать с последующим типом Momi!) На них, впервые в японском флоте, были установлены трехтрубные торпедные аппараты. Артиллерия переведена на единый 120-мм калибр.

Перепланировка котельных отделений позволила ограничиться всего двумя дымовыми трубами. Хотя котлы сохранили смешанное отопление, японцы наконец-то избавились от паровых машин. Отныне все их эсминцы оснащались турбинами собственного производства (пока еще лицензионными).

Еще одной особенностью Момо, а также не скольких последующих серий, стала округлая («ложкообразная») форма носовой части, характерная также для эсминцев типа Таникадзе и легких крейсеров типа Тенрю.

Янаги в 1940 году был разоружен и превращен в несамоходную учебную базу.

Бывший Каси, возвращенный после службы в составе флота Манчжоу Го, переоборудован в эскортный корабль. По его перевооружению нет точных данных, видимо, он нес одно-два 120-мм орудия, несколько зенитных автоматов и глубинные бомбы. По некоторым неподтвержденным сведениям, к тому времени турбины прямого действия заменили турбозубчатыми агрегатами. В любом случае, мощность силовой установки составляла 7000 л.с., а скорость всего 15 узлов.

Вступившие в строй в конце первой мировой войны, эсминцы типа Момо не успели принять участия в каких-либо заслуживающих внимания операциях того периода.

В 20-е — 30-е годы эсминцы находились в китайских водах. В 1937 г. Каси передали военно-морским силам марионеточного государства Манчжоу-Го под названием «Хай Вэй», где он стал самой крупной боевой единицей. Остальные в 1940 г. вывели из состава флота и, за исключением Янаги, ставшего учебной базой, сдали на слом.

Тяжелые потери, понесенные японским флотом к концу 1943 – началу 1944 г., заставили японцев вернуть себе «китайский» эсминец. Любопытен вопрос с его новым названием. По многочисленным данным, он был переименован в Кали (Kali), что сомнительно, потому что в японском языке нет бук вы «л». По другим Кап. Видимо, следует признать правдоподобным другой вариант названия – Кайи. Корабль использовался для вспомогательной и эскортной службы. Потоплен 10 октября 1944 г. у Окинавы палубными самолетами TF 38.

Тип Enoki.

Водоизмещение нормальное 850 т, полное 1100 т.

Длина 85,63 м (83,6 м по в/л). Ширина 7,7 м. Осадка 2,3 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ПТУ Кертис.

Мощность и скорость: 17500 л.с., 31,5 узлов.

Запас топлива 98 т угля + 212 т нефти. Дальность плавания 2400 миль (15 узлов).

Артиллерия: три 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 457-мм (2×3).

Экипаж 110 человек.

Enoki. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1917 г., вступил в строй в 1918 г., исключен в 1938 г.

Keyaki. Гос. верфь Сасебо. 1917 – 1918 – 1932 г.

Kuwa. Гос. верфь Куре. 1917 – 1918 – 1932 г.

Maid. Гос. верфь Сасебо. 1917 – 1918 – 1932 г.

Nora. Гос. верфь Йокосука. 1917 – 1918 – 1938 г.

Tsubaki. Гос. верфь Куре. 1917 – 1918 – 1932 г.

Эскадренные миноносцы 2-го класса. Повторяли тип Момо во всех отношениях, за исключением более мощной энергетической установки (и, как следствие, возросшей скорости хода), а также незначительно увеличившегося запаса топлива. Последние японские эсминцы, на которых стояли старые армстронговские 120-мм пушки.

История службы этих эсминцев, пожалуй, наименее интересна. Они не успели принять участия в первой мировой войне и вскоре были вытеснены из боевого состава флота более современными кораблями.

В 1930 году Еноки и Нора переоборудованы в тральщики. При этом их вооружение уменьшено-до двух 120-мм орудий нового образца (длина ствола 45 калибров) и двух 7,7-мм пулеметов. В этом качестве они прослужили до 1938 года. Остальные корабли серии были исключены и сданы на слом еще в 1932 году.

Тип Amatsukaze.

Водоизмещение нормальное 1227 т, полное 1570 т.

Длина 99,25 м (96,42 по в/л). Ширина 8,5 м. Осадка 2,75 м.

Механизмы: 5 котлов Кампон, 3 ПТУ Парсонс.

Мощность и скорость: 27000 л.с., 34 узла.

Запас топлива 147 т угля + 297 т нефти. Дальность плавания 4000 миль (15 узлов).

Артиллерия: четыре 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 457-мм (3×2).

Экипаж 128 человек.

Amatsukaze. Гос. верфь Куре. Заложен в 1916 г., вступил в строй в 1917 г., исключен в 1935 г.

Hamakaze. Мицубиси, Нагасаки. 1916 – 1917 – 1935 г.

Isokaze. Гос. верфь Куре. 1916 – 1917 – 1935 г.

Tokitsukaze. Кавасаки, Кобе. 1916 – 1917 – слом в 1948 г.

В начале 1917 года вступили в строй четыре эсминца 1-го класса типа Амацукадзе, ставшие образцом для большой серии эсминцев, строившихся вплоть до второй половины 1920-х годов. За ними в 1918–1919 годах последовали два более мощных корабля типа Таникадзе – при уменьшении числа 120-мм стволов до трех они, наконец, получили двухтрубные 533-мм (вместо 457-мм) аппараты и показали скорость 37,5 узла.

Эскадренные миноносцы типа Амацукадзе 1-го класса, разработаны японскими конструкторами и построены по программе 1915 года. По компоновке и внешнему виду сильно напоминали тип Каба, но имели существенные нововведения, прежде всего турбины и усиленное торпедное вооружение.

Начиная с этого типа японцы перешли на единый калибр артиллерии эскадренных миноносцев, хотя сами пушки остались старыми 120 мм 40-калиберными. Пулеметы стояли на возвышенных площадках, и на первый план у них выходила задача обороны от самолетов, но их расположение было не совсем удачным, так как стрельбе мешал дым из труб.

25 марта 1918 года затонул Токицукадзе, переломившийся в результате посадки на камни у берегов Кюсю. Правда, в июле его подняли и отвели в Майдзуру на ремонт, и в феврале 1920 г. он вновь вошел в строй. В 1936 году корабль был переведен в разряд учебного и разоружен.

Наиболее напряженная деятельность пришлась на последние годы службы эсминцев. К началу 1931 г. Амацукадзе, Токицукадзе, Исокадзе, Хамакадзе составляли 18-й дивизион эсминцев, входивший в состав Китайской эскадры. В течение последующих четырех лет они находились в китайских водах, но 1 апреля 1935 года были исключены из состава флота, чтобы высвободить лимит тоннажа под новые корабли. Три эсминца пошли на слом, а Токицукадзе стал учебным судном, а затем блокшивом Хайкан №20. Во время войны он оставался в Этадзиме, а в 1948 г. его разобрали в Куре.

IJN Amatsukaze, 1917

Тип Tanikaze.

Водоизмещение нормальное 1300 т, полное 1580 т.

Длина 102,3 м (99,5 м по в/л). Ширина 8,82 м. Осадка 2,75 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ПТУ Кертис на Таниказе, ТЗА Парсонс – на Кавакадзе.

Мощность и скорость: 34000 л.с., 37,5 узлов.

Запас топлива: 380 тонн (нефть). Дальность плавания: 4000 миль (15 узлов).

Артиллерия: три 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 533-мм (3×2).

Экипаж 128 человек.

Kawakaze. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1917 г., вступил в строй в 1919 г., исключен в 1935 г.

Tanikaze. Гос. верфь Майдзуру. 1916 – 1917 – исключен в 1934 г.

Заказаны по программе 1916 года. Являлись улучшенным типом Амацукадзе и имели много нововведений. Главным образом это касалось вооружения. Хотя число орудий главного калибра уменьшилось, впервые были применены 120-мм орудия японской конструкции с длиной ствола 45 калибров. Эти пушки вели огонь 20-кг снарядами на максимальную дальность 15800 м. Изменилось их расположение. Орудие №2 установили у среза полубака за ходовым мостиком, а орудие №3 на приподнятой кормовой надстройке. Все орудия имели щиты. Следующим новшеством в области вооружения стало применение 533-мм торпед. Три двухтрубных аппарата располагались так же, как на типе Амацукадзе.

Что касается энергетической установки, то здесь впервые перешли на чисто нефтяное отопление котлов. Если Таникадзе имел паровые турбины прямого действия, то Кавакадзе оснастили первым турбозубчатым агрегатом японского производства. По сравнению с предыдущей серией, эти эсминцы существенно прибавили в скорости, развив 37,5 узлов.

Во время капитального ремонта в середине 20-х годов торпедные аппараты заменили на два трехтрубных (носовой ТА сняли). Это позволило расширить площадку орудия №2, обеспечив ему лучшие углы обстрела в носовом направлении. Также установили современную систему управления огнем.

Оба эсминца не успели принять участия в первой мировой войне. В мирное время находились в составе Объединенного флота. В их карьере не было выдающихся моментов. Таникадзе стал блокшивом Хайкан №19. В 1944 году его сделали учебной базой для водителей человекоуправляемых торпед Кайтен. Окончательно корпус бывшего эсминца был затоплен в качестве брекватера в гавани Куре.

А на сегодня все! В следующий раз мы поговорим о любимцах игроков, которых недавно тасовали по подветкам с изменением уровней. Не переключайтесь!