Маски, которые носят люди (ч.1.). Психологические маски, которые мы носим Почему люди одевают маски психология

Психологические маски, которые мы носим.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему совершенно разные люди могут воспринимать Вас совершенно одинаково? Почему происходит так, что у людей разного возраста, пола или социального положения возникает схожая реакция при виде Вас? А ведь это происходит отнюдь не случайно. Мы сами программируем людей на определенное отношение к самим себе. И делаем это с помощью своего лица, точнее его выражения. Мы настолько привыкли носить разные психологические маски на своем лице, что порой, даже не замечаем этого. Зато их очень хорошо замечают окружающие, и ведут себя соответственно тому, какое послание мы им адресуем с помощью своего лица. Хорошо, если выражение нашего лица вызывает позитивный отклик у окружающих. Но ведь не всегда бывает именно так…

Наше лицо - это визитная карточка нашей личности. Только единожды взглянув на человека, мы можем довольно точно определить, в каком настроении он находится, каково его самочувствие, насколько он успешен, не говоря уже о возрасте и внешней привлекательности. Так мы формируем первое впечатление о человеке, которое, как известно, складывается в течение всего лишь первых 30 секунд общения. При чем, в первую очередь мы пытаемся ответить на вопрос: Что перед нами за человек? Какой он? И сразу же по отдельным чертам его внешности мы формируем свое мнение, относя человека к какой-то из внутренних категорий: рубаха-парень, разгильдяй, кокетка, бандит, нюня, веселушка, ботаник, леди вамп и т.д.и т.п.

Поступая так по отношению к другим людям, и делая это автоматически, почти неосознанно, мы почему-то забываем, что и другие точно так же поступают с нами. Они так же сканируют наше лицо, приходят к определенному выводу по нашему поводу, и строят дальнейший диалог, исходя из того, что они видят, и соответственно, ждут от человека. Мы всегда, хотим мы того или нет, отсылаем четкий запрос окружающим, как к нам нужно относиться и как нас воспринимать. Т.о. мы создаем программу, по которой мы выстраиваем свои отношения с людьми, а в конечном итоге и свою жизнь.

Самое страшное, что мы не всегда осознаем эту программу. А если и осознаем ее наличие, то не всегда правильно оцениваем степень ее влияния на нашу жизнь. Нам кажется, что мы вовсе не так уж и угрюмы, мы имеем веские причины для уныния, написанного на лице, а эти бровки домиком делают наше лицо просто милым, отнюдь не вызывая жалость у окружающих. Мы склонны строго судить других и гораздо мягче - себя. Но остальные делают то же самое! Вот так и получается, что мы ищем причины негативного к себе отношения в недоброжелательности других, в то время как все они (или большинство) лежат в нас самих.

Поэтому я предлагаю максимально объективно взглянуть на себя, на свое лицо и его выражение, и понять, какое основное послание оно несет окружающим. Подойдите к зеркалу, и внимательно посмотрите на свое лицо. Какое оно: веселое или угрюмое, злое или плаксивое, задорное или грустное. Постарайтесь максимально расслабить мышцы лица, чтобы увидеть его истинное выражение.

Когда мы подходим к зеркалу, то чаще всего непроизвольно меняем выражение своего лица, как бы позируя перед самим собой. В итоге мы видим в зеркале не совсем то, что привыкли видеть на нашем лице окружающие. Постарайтесь максимально расслабиться, не строя себе рожи, и не буравя свое отражение пристальным взглядом, отыскивая недостатки внешности. Постарайтесь охватить лицо в целом, чтобы понять, какое общее впечатление оно производит. Посмотрите на себя, как на незнакомца. Что бы Вы могли сказать об этом человеке, если бы видели его в первый раз?

Если Вам уже давно не 18, то сеточка мелких и не очень морщин будет подсказывать Вам, какое выражение привычно «проступает» на Вашем лице. Ведь морщины образуются тогда, когда мы часто принимаем одно и то же выражение лица. Когда появляются морщинки, наше лицо превращается в более или менее устойчивую маску, т.е. в личину, которую мы предъявляем миру. Таких масок может быть множество, сообразно настроению и ситуации, но основная из них одна. Остальные же лишь накладываются поверх нее. Давайте рассмотрим, какие основные маски мы с Вами носим.

Психологические маски:
________________
1. Основная маска - это маска нашей базовой психологической травмы.

Мы с Вами живем в мире, где далеко не все и не всегда складывается самым благоприятным для нас образом. Бывает так, что в нашей жизни происходят очень тяжелые события, с которыми мы не можем до конца справиться. В итоге в нашей психике возникает сильная травма, которая оказывает большое влияние на нашу жизнь, зачастую заставляя нас переосмыслять свои ценности и взгляд на мир. Это своего рода психологическая заноза, которая постоянно напоминает о себе, заставляя нас оберегать больное место и избегать лишних движений. Время от времени она может гноиться, принося нам все новую боль. Она отравляет нам жизнь, но мы никак не решаемся от нее избавиться, боясь новой, еще более сильной боли. Вот и носим ее в себе постоянно. Иногда мы настолько к ней привыкаем, что даже не представляем, как бы мы жили без этого.

К базовым психологическим травмам относятся: потеря или длительное отсутствие близкого человека, унижение и потеря статуса, психологическое или физическое насилие, несчастный случай или катастрофа, крушение идеалов, отвержение. Что бы это ни было, но это настолько сильное переживание, которое заставляет человека перегруппироваться вокруг него, бережно защищая это больное место. Испытывая сильное эмоциональное потрясение, человек столь же сильно переживает его и на физическом уровне, образуя мощные зажимы на уровне тела. Естественно, что это отражается на его внешнем облике, создавая ограничения в теле и маску на лице.

Т.о. пережитая травма продолжает жить в нас, заставляя меняться наше лицо и тело. Проявляясь на лице, она как бы взывает к окружающим, требуя от них помощи и участия. Но поскольку мы сами давно уже смирились со своей травмой и вызываемой ею болью, можем практически не осознавать ее, то и реакция на нас окружающих может быть нам не понятна, вызывая у нас неприятие и даже агрессию. Вот так и получается, что наше лицо кричит одно, а мы можем оценивать себя совершенно иначе.

Отсюда и берут свое начало такие парадоксы, как строгий начальник с выражением лица обиженного ребенка или почтенная матрона с фарфоровым личиком и наивными глазами маленькой девочки. Это происходит потому, что наше тело под влиянием эмоционального стресса как бы застывает, сохраняя навечно то самое выражение лица, которое отражает наши травматические переживания. Более того, оно запоминает не только эмоцию, но и возраст, в котором она была пережита. Именно поэтому лица людей, переживших травму в раннем детстве, сохраняют детские черты до самых преклонных лет.

Так проявляются наши психотравмы, создавая у нас на лице различные маски, которые мы вынуждены носить до конца жизни. Они остаются на нашем лице не зависимо от нашего настроение или физического самочувствия. Наши текущие эмоции как бы накладываются поверх этих основных масок, слегка корректируя их, но не в силах изменить кардинально. Так, человек может улыбаться губами, а глаза его останутся печальными, да и уголки рта часто как будто не в силах подняться вверх, создавая печальную запятую на лице.
________________________________
2. Маска базового отношения к жизни.

Она в чем-то похожа на предыдущую, но формируется не в результате какого-то разового негативного опыта, а как отражение нашего отношения к жизни и собственной жизненной истории. Эта маска проявляется постепенно, отображая весь спектр характерных для нас эмоций, наше представление о себе и своем месте в этом мире, наши ожидания от окружающих, наш образ мыслей и действий. Эта маска способна видоизменяться с течением времени, обрастая все новыми деталями, но основные ее черты все же остаются неизменны, как неизменны и наши взгляды на жизнь.

Именно эта маска наиболее точно отражает нашу истинную сущность, те мысли и эмоции, которые у нас преобладают. Так, оптимист будет стараться при любых обстоятельствах сохранить жизнерадостное выражение на своем лице, в то время как пессимист даже в минуты бурной радости не сумеет до конца стереть привычное выражение грусти. Внимательно понаблюдайте за окружающими, и Вы увидите, что одни люди как будто бы постоянно плачут, другие вечно недовольны, третьи - презрительно-надменны.

Отчетливо видя эти черты у окружающих, мы часто не замечаем их признаки у самих себя. Но зато их видит и замечает наше бессознательное, воспринимая выражение лица как руководство к действию. Видя по отражению в зеркале, что мы недовольны, оно услужливо выискивает в нашем окружении все новые и новые поводы для недовольства, а таких можно найти множество. В результате мы еще больше укрепляемся в своем восприятии окружающей действительности, усиливая соответствующую эмоцию и ее выражение на лице. Вот так и получается, что наше лицо как печать хранит какую-то основную эмоцию, целостно отражающую наше базовое отношение к жизни.
________________________
3. Профессиональные маски.

Занимаясь большую часть жизни определенной деятельностью, мы хотим того или нет, вырабатываем и развиваем у себя ряд черт, характерных для людей этой профессии. Это называется профессиональная деформация. Естественно, что эти новые черты тут же находят свое выражение на нашем лице. С течением времени эта маска так сильно к нам привыкает, что становится неотделима от нас самих.

Плохо то, что мы часто переносим эту маску и характерное для нее поведение из профессиональной деятельности в свою личную жизнь. Так строгая учительница продолжает поучать и строить своих домочадцев, а хирург сохраняет непроницаемо-сосредоточенное выражение на лице даже в постели с женой. В итоге эти маски, призванные вначале защитить человека, помочь ему выработать правильную линию поведения в его профессиональной деятельности, начинают подчинять его себе.

Профессиональная маска страшна тем, что под ней человек теряет свою индивидуальность, становится просто представителем определенной категории людей. А ведь нам хорошо известно, что может и чего не должен делать тот или иной профессионал. Мы навряд ли ждем от интеллигентного архитектора, что он будет в припрыжку скакать по коридору, да и рослый военный, беззаботно рвущий на лугу цветочки покажется нам довольно странным. Вот так, выбирая себе профессию, мы неизбежно накладываем на себя ограничения, развивая одни свои черты и пренебрегая другими.

Поэтому, если Вы хотите оставаться многогранной личностью, не ограниченной определенным набором черт и напротив, не хотите переносить на свою семью тот тип отношений, который есть у Вас с подчиненными (или с начальником), научитесь разотождествлять себя со своей профессиональной маской. Сделать это можно довольно просто: достаточно произнести несколько раз формулу, начинающуюся словами Я НЕ…, и дальше подставить какую-то свою характеристику. Например: я не мое тело; я не то, что я делаю; я не то, что я чувствую; я не то, что я имею.

А после того, как Вы все это произнесли, самое время задаться вопросом КТО Я?
_____________________
4. Заимствованные маски.

Живя среди людей, мы волей или неволей приобретаем черты тех, с кем мы постоянно общаемся. При этом важна не только продолжительность и интенсивность этого общения, но и значимость для нас данного человека. Все мы в подростковом возрасте старались подражать какому-то кумиру, а будучи маленькими, повторяли все за родителями. Так мы учились новым для себя моделям поведения, расширяя свой арсенал общения. Но даже став вполне взрослыми и самостоятельными, мы продолжаем копировать тех, с кем проводим значительную часть времени. Для кого-то таким образцом для подражания становится любимый начальник, кто-то восхищен своим лучшим другом, а другие видят достойные примеры на экране телевизора.

Но в подобном копировании есть и своя опасность. Ведь вместе с хорошим мы вполне можем перенять и то плохое, что есть у человека. А кроме того, примеряя на себя чужую личину изо дня в день, мы постепенно и незаметно для себя изменяемся, утрачивая свою индивидуальность. Мы вполне можем стать просто бледной копией своего кумира, так и не достигнув его высот. Поэтому подражание хорошо лишь на первых этапах вхождения в какую-то новую для себя роль, но его нужно суметь вовремя отбросить, выработав свою новую линию поведения, отличную от перенятого вначале образца.

Наиболее часто мы перенимаем, даже сами того не замечая, некоторые черты своих родителей. Именно так мама поджимает губы, когда чем-то недовольна, а папа также выкатывает глаза в приступе злости. Чем более сильна наша связь с кем-то из родителей, тем больше ужимок из его арсенала перейдут к нам. И даже если мы пытаемся от них избавиться, контролируя свое поведение и выражение лица, в момент сильных эмоций эти черты неизбежно к нам возвращаются, конечно, если мы не сумели сменить их на какую-то другую модель поведения.

Заразительны также гримасы людей сильных и харизматичных. Сильный человек помимо воли притягивает к себе внимание, заставляя с собой считаться, прислушиваться и приглядываться к себе. Вот мы уже и отметили его привычку хмурить брови и покусывать кончик карандаша в минуты раздумий. Поэтому рядом с сильной личностью часто можно обнаружить людей, имеющих весьма сходное выражение лица.

Также заразительны и эмоции, испытываемые одновременно большим количеством людей. Так, на лицах служителей похоронных контор как будто застыла вечная скорбь, как отражение того, что они почти каждый день наблюдают на своем рабочем месте. Именно поэтому выражения лиц милиционеров так часто похожи на лица тех бандитов, с которыми они постоянно общаются. А вот лицо свадебного тамады гораздо чаще освещает веселая улыбка, даже тогда, когда он не на работе.

Поэтому так важно окружить себя «правильными» людьми. Постоянно вращаясь в обществе успешных людей, мы приобретаем частичку успеха и для себя самих, а наши манеры и выражение лица становятся все более спокойными и уверенными. Общаясь с людьми набожными (не фанатичными), мы и сами становимся более терпимыми, оптимистичными и доброжелательными, внося духовный свет в свою душу и озаряя им свое лицо. Постоянно сталкиваясь со счастливыми семейными парами, мы имеем гораздо больше шансов удачно построить свои отношения со второй половинкой.

Итак, мы с Вами выяснили, что различные психологические маски, которые мы носим на своем лице, являются лишь отражением нашего внутреннего мира. Но они также способны влиять на нас, подчиняя себе наше мироощущение. Сначала мы одеваем эти маски на себя, пытаясь примерить новую роль или защищаясь от боли, а потом уже и сами не замечаем, как эти маски начинают управлять нашей жизнью. Чтобы этого не происходило, постарайтесь в любой ситуации оставаться самим собой. А о том, как помочь себе избавиться от маски, мы поговорим в моих следующих статьях.

На Земле мало найдется людей, которые бы не носили «маски». На каждый случай существует своя. В зависимости от ситуации мы надеваем ту или иную маску. Нам это удобно…. или выгодно. А может быть удобно и выгодно одновременно. С чем у вас ассоциируется слово «маска»? В обыденном смысле- это театральный или карнавальный атрибут, который надевается на лицо, чтобы человека невозможно было узнать.А в символическом смысле? Почему люди носят «маски»? И на каждый случай у человека есть своя маска. И их такое множество, что порой человеку трудно увидеть за ними самого себя.

«Маска» - этонечто искусственное, такой способ поведения человека в той или иной ситуации, который скрывает его истинную сущность. Зачем человеку нужно использовать «маски»? Какой в этом кроется смысл?

Мне очень везет в жизни на встречи с замечательными людьми. В слово «замечательный» я вкладываю как общечеловеческие добродетели,так и высокийуровень сознания, когда человек пытается вырваться за рамки материальности и начинает задумываться над духовными вещамии над Истинным Смыслом Жизни.

Смысл Жизни… Вернемся к вопросу о «масках». Какой смысл использовать их в своей жизни?

Ответ напрашивается сам собой- за масками мы прячем свое «лицо», то «лицо», которое мы не хотим показывать другим. То другое «лицо»,а может и не одно, которое нам не нравится, которое нас пугает. Оно безобразно и мы не хотим его видеть! Но почему нам так не нравится это лицо? Откуда у нас появилось такое мнение, что это лицо непристойно и его надо скрывать? Чье-то мнение? Чья-то оценка?

Много лет назад мне в руки попал сборник стихотворений киевского поэта Валерия Винарского. Этого человека раньше можно было часто видеть на улице Ярославов Вал. Он сидел на тротуаре с гитарой и исполнял свои песни. Сборник его поэзии, который попал ко мне в руки, был с авторской подписью. И адресовался Ксении, но не мне - другой. Может быть, это и случайность… но в нашем Мире далеко не все случайность… Даже, все -далеко не случайность. С тех пор он стоит на моей книжной полке.

В книге Валерия Винарского я прочитала строки, которые до сих пор звучат в моей душе:

Между черным и белым разницу

Очень просто заметить зрению,

но как часто мешает справиться

С этим делом нам чье-то мнение.

Эти строки навевают мысли об оценках-суждениях, которые очень укоренены в обществе в виде общественного мнения, стереотипах, моральных правилах и нормах. Общество не может без этого обходиться. Но все это должно работать во благо. А если «морализаторство» приобретает форму абсолютных директив и встает на пути искренних человеческих отношений? Хорошо это или плохо? Каждый человек свободен сам определять, что для него хорошо, а что плохо. Свобода выбора предполагает и принятие на себя ответственности за сделанный выбор – высокую духовную ответственность. А когда человек не боится взять на себя такую ответственность, появляется ощущение ВНУТРЕННЕЙ свободы. Это – ощущение, не сравнимое ни с чем другим. И в основе его лежит безграничный духовный потенциал. Вот тогда и отпадает необходимость надевать «маски» и прятать за ними свое «лицо».

А что происходит с Вами, когда Вы снимаете маски?

Быть самим собой - это необходимое условие для того, чтобы быть творцом. Невозможно порождать и воплощать в реальность свои идеи, свои мечты без того, чтобы не быть при этом самим собой. Переставая быть самим собой, человек перестаёт быть творцом.

Но человека, с раннего детства, как только человек дорастает до способности мечтать, учат быть кем угодно, но только не тому, как быть самим собой. Ему навязывают чужие мечты, обесценивая и принижая его собственные мечты. И тем самым человека уже в раннем детстве «убивают», его «убивают» как творца. И то, что некоторые люди, как творцы, «воскресают» из мёртвых - это можно назвать чудом.

Что значит, «воскреснуть из мёртвых как творцу»? Это значит перестать быть кем-то и стать самим собой. Это значит перестать носить маски. Это значит перестать вынашивать чужие мечты, чужие идеи. Это значит перестать быть клоуном, развлекающим кого-то, живущим в угоду всем, но только не в угоду самому себе.

Что значит «быть кем угодно»? Что значит носить маски? Это значит жить чьими угодно идеями и мечтами, но только не своими. Это значит воплощать в реальность чьи угодно идеи и мечты, но только не свои.

Человека заставляют жить идеями родных и близких. Человека заставляют жить идеями общества. Общество, друзья, родственники и прочие определяют за человека, что именно ему делать и как ему жить, они же и выбирают для него так называемые « карнавальные костюмы », проще говоря - «маски» . И это не те маски и не те карнавальные костюмы, какие человек надевает на своё тело. Здесь речь уже идёт о духовных, о личностных масках и духовных и личностных карнавальных костюмах. Надевая маску на свою душу, человек скрывает от всех свои истинные эмоции, своё истинное настроение. Надевая маску на свою душу, человек скрывает свои мечты, свои идеи и цели.

И иначе как без этих масок и костюмов, которые надевает человек на свою душу и свой дух, родные, друзья и прочие не желают видеть близкого и дорогого им человека. Да он и дорог-то им близок лишь по той лишь причине, что носит определённую ему духовную маску, определённый ему карнавальный костюм. И никто не хочет видеть его истинное настроение и его истинные мечты. Вот и выходит, что вся наша планета наводнена «духовными клоунами», наводнена теми, кто не тот, за кого себя выдаёт, наводнена людьми в «масках» и «карнавальных костюмах». Не планета, а «арена цирка». Земля - это место действие «грустных и весёлых клоунов».

Слово «клоуны» взято мною в кавычки, чтобы Вы не путали настоящих клоунов с теми «грустными и весёлыми клоунами», в которых превратили себя те, кто хочет выглядеть в глазах других людей не тем, кто он есть на самом деле.

Исключений нет. Маски носят все. Но для кого-то надевание масок — это недостаток, а не преимущество. И не обязательно с ними в этом соглашаться. Каждый сам для себя решает, что ему необходимо. Для кого-то, кто не хочет быть творцом, кто не хочет воплощать в реальность свои идеи и мечты, кто боится верить в себя и свой талант, маски — это благо. Для кого-то, кто не мыслит себя человеком, если не воплощает в реальность свои и только свои мечты, маски - зло. И ещё важно заметить, что у тех, для кого «маски» и «карнавальные костюмы» — это зло, у них нет кумиров, они не являются рабами чьих-то идей. А люди, которых они любят и которые любят их в ответ, не желают видеть друг друга в масках. И для них их недостатки — это повод начать от них избавляться, а не убеждать себя в том, что эти недостатки каким-то образом способствуют их развитию.

Надев на свою личность маску, человек естественно оказывается в мире иллюзий и среди людей-иллюзий, и конечно же ему ни в коем случае нельзя снимать там маску. Маски такого не прощают. Чтобы снять маску, необходимо прежде покинуть ту область, где оказался с помощью этой маски. Только покинув мир иллюзий и людей-масок, человек спокойно и безопасно может снять свою маску.

Но очень многие люди думают, что быть самим собой - это значит показать всему миру свою порочность, свою дикость и недоразвитость. Люди-маски уверены, что снять маску и предстать всем таким, какой ты есть, - это значит стать хамом.

Быть самим собой - это вовсе не значит всем и каждому, надо и не надо, без разбору, когда угодно, начать говорить всё, что ты хочешь, и всё, что ты думаешь. Быть самим собой - это значит жить своими идеями и своими мечтами. Это значит воплощать в реальность свои и только свои идеи и свои мечты. Быть самим собой - это значит ставить перед собой свои цели, а не цели своих родителей, своих друзей, своих начальников и прочих , кто заставил человека напялить тот или иной «карнавальный костюм» на свой дух, заставил надеть ту или иную «маску» на свою душу.

Но именно эту отговорку, чтобы не снимать масок, предпочитают люди-маски. Они говорят, что сняв маску, они наживут кучу проблем. Они, которые не желают снимать маски, полагают, что снятие маски вынудит их говорить всё, что они думают и приносить людям вред. Почему они так думают? Потому что они понимают, что быть самим собой - это значит быть честным человеком. Но они по-своему понимают, что значит «быть честным». И у них честность, почему-то, не знаю, почему, но подразумевает «молоть языком налево и направо всё, что на душе лежит» и всем, и каждому показывать себя таким, какой ты есть. И это они, люди-маски, называют правдой. Это, в их понимании, в понимании людей-масок, значит быть честным.

Но! Быть честным — это не значит говорить всегда только правду. И это не значит показывать себя таким, какой ты есть на самом деле, выделяя свои пороки и недостатки. Ведь пороки и недостатки есть у каждого. Тем более, что под правдой многие ошибочно понимают то, что правдой и не является, но то, в чём человек уверен. И тем более, что в каждом из нас есть много, очень много недостатков, которые никому не интересны и никому не приятны. Люди- маски думают, что если они снимают маску, то тем самым они показывают всем свои пороки. В действительности же, снять маску - это НЕ значит показать свою недоразвитость и порочность. Но люди маски уверены, что маски и надевают для того только, чтобы скрывать свои недостатки. Люди-маски даже не замечают, что надевая маску, они при этом не скрывают ею своих пороков, а наоборот, ещё больше их выпячивают наружу. Невозможно скрыть свои пороки, надев маску. А скрывать от людей свои недостатки и свои пороки - это вовсе НЕ значит носить маску. Скрывать от людей свои недостатки - это значит, оставаясь самим собой, иметь в себе силу и мужество сдерживаться в тех случаях, когда порочность хочет вырваться наружу и проявить себя.

Быть честным - это значит не врать. Вам понятна разница? Или Вы её здесь не видите? Попытайтесь понять, что быть честным человеком - это не значит быть всегда правдивым, а это значит не быть лживым.

Никто не заставляет честного человека говорить всегда правду. И честный человек никогда этого и не делает. Но честный человек всегда остаётся честным потому только, что он никогда не врёт. Не учитесь говорить правду. Учитесь не врать. Но очень многие этого не понимают. И именно они, которые стремятся к тому, чтобы говорить правду и начиная, как им кажется, говорить правду, в действительности начинают врать. Но они этого даже не замечают. Почему не замечают? Потому что они не думают о том, как не врать. Они думают только о том, чтобы сказать правду.

Но вот вопрос! Где ложь, а где правда? Как отличить? Как понять, что всё сказанное не есть ложь? Сделать это очень просто. Ложь там, где «маска». Ложь там, где «карнавальный костюм». «Маска» на душе человека - это уже ложь. И «карнавальный костюм», надетый на дух человека - это тоже ложь, каким бы красивым этот костюм не был. Это всё ложь. Ложь в угоду кому-то. Кому-то, кто настоял на том, чтобы маска или костюм были одеты. И человек, который что-то говорит и при этом он не является самим собой, а в «маске», или в «карнавальном костюме», такой человек всегда врёт. Чтобы человек не говорил, но если он в «маске», или в «карнавальном костюме», следовательно он врёт. Какими бы красивыми его слова не казались - это всё равно будет ложью. И даже если слова человека в маске подкреплены фактами - это всё равно будет ложь. Именно факты украшают ложь людей в масках. И чем чудовищней будет ложь людей в масках, тем весомей будут и представленные ими аргументы, и представленные ими факты в защиту своей лжи.

Что же касается тех хамов и тех горе-правдолюбов, для которых хамить и грубить - это и значит быть самим собой, и принимающих за правду свою тупую уверенность в чём-то, которые по недоразвитости своей ничему, кроме хамства, пока не научились, то никакой правды в их словах не было и нет. Я в этом уверен. Почему я уверен в этом? Да потому что правда не может основываться на ненависти. В основе правды, в основе любой правды, как горькой, так и сладкой, всегда лежит взаимное уважение, сострадание и понимание других людей.

Правда - это не то, в чём уверен только один человек, пусть даже и тот, который не носит масок, и что он сообщает другим людям. Правда - это и то ещё, в чём не сомневаются и другие люди, которые это слышат и которые также не носят масок. А до тех пор никакой правды нет. Правда не может основываться на ненависти и неприязни, на стремлении уничтожить всякое инакомыслие. Ненависть, неприязнь к иным взглядам и мыслям, стремление уничтожить всякое инакомыслие - это хамство.

А хамство и неуважение к другим людям, к чужим мечтам, к чужим идеям, к чужой религии, к чужой философии, к чужой политической системе и так далее свойственно исключительно людям-маскам, людям лживым. Ворваться в чужой дом, с тем, чтобы там нагадить, могут только люди-маски, которые, чтобы показать, что они, якобы, не носят масок, а являются самими собой и несут собой «правду и истину», начинают в грубой форме, путём насилия, порой даже очень жестокого насилия, выпячивать свою порочность, свою недоразвитость и навязывать, навязывать, навязывать всем и каждому свою и только свою «правду и истину».

Если человеку страшно поверить в себя и в своё творческое могущество — это значит, что человек не живёт своей жизнью. Это значит, что человек надел маску и живёт в угоду кому-то, но только не себе. Именно такие люди, люди-маски, верят в кого угодно и во что угодно, но только не в себя. И такому человеку, чтобы перестать бояться, перестать бояться верить в себя и только в себя, перестать полагаться на судьбу, на предсказания, на различных богов, на гороскопы и прочие виды пророчеств, необходимо снять с себя маску. Необходимо снять маску, надетую на человека когда-то и кем-то, кому человек верил и кто его очень сильно напугал. И тогда только человек станет самим собой и перестанет врать. Человек станет честным и воскреснет, как творец, из мёртвых.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, © 2013

Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.