Что такое духи: история появления средства. Отличие парфюма от духов. Туалетная вода. История создания, факты о туалетной воде Кто изобрел духи

Туалетной водой пользуются и женщины и мужчины. Что же представляет собой этот легкий парфюм? С точки зрения химического состава - это концентрация душистых веществ в спирте в размере от 7 до 10%. Доля основных нот в этом парфюме уменьшена, а верхние ноты наоборот - усилены. Eau de toilette - именно так написано на флаконах, более легкая, чем духи, поэтому их используют в день несколько раз. Туалетные воды идеально подходят для работы, ими удобно пользоваться в летнее жаркое время.

Как появилось название «туалетная вода»

Туалетную воду все привыкли называть «туалетной водой» так же, как и, например, море «морем» или солнце «солнцем». Но это название придумал и впервые употребил известный человек, не имеющий отношения к производству духов, туалетных вод - император Бонапарт Наполеон.

Своему имиджу император уделял очень большое внимание. Ходили слухи, что на себя он переводил в день до 12 л одеколона. На острове Святой Елены, куда он был сослан, не проводилось пышных приемов, не было прекрасных дам. Но любовь к парфюмам у него осталась. С собой у императора был приличный запас духов, но однажды они закончились. Тогда Бонапарт создал свое ароматическое средство. Оно состояло в основном из спирта, куда добавлялось немного свежего бергамота. Этому составу французский полководец дал название «Eau de toilette», что в переводе - туалетная вода .

Истории о туалетной воде

Ароматические вещества использовались людьми задолго до времен Наполеона. Составы делали из различных компонентов, но любовь к ароматам была неизменной во все века.

Древний Египет

Вещества, дающие ароматы, знакомы людям еще в Древнем Египте. Царица Клеопатра перед путешествиями всегда издавала приказ увлажнять паруса кораблей ароматным составом. Она хотела, чтобы в пути с ней был любимый шлейф запаха. Именно с помощью туалетной воды египтянке удалось обрести власть над военачальником Марком Антонием.

Древняя Греция и Древний Рим

В городах Древней Греции, Древнего Рима принято было пропитывать ароматной водой завесы в амфитеатре. В праздничные дни такая вода лилась из фонтанов, а на крылья птиц, которые пролетали над присутствующими, разбрызгивали туалетную воду. Благоухание стояло очень сильное. Такую концентрацию некоторые не могли выдержать. Были случаи, когда из-за такого насыщенного аромата люди страдали удушьем.

Венгрия

Королева Елизавета составила свой парфюм. Основным его компонентом являлся розмарин. Такая вода неожиданно поправила здоровье венгерской властительницы, после чего польский правитель предложил ей руку и сердце.

Франция

Король Франции Луи 14-й всегда орошал одежду ароматной суспензией, ее он называл «небесной». При приготовлении подобия душистой воды туда бросали апельсиновый цвет, алоэ, составляющими были редкий по тем временам мускус, восточные специи, и почти обязательный ингредиент — розовая вода.

Нидерландская королева Вильгельмина настолько любила ароматы, что при купании выливала в свою ванну целый флакончик туалетной воды. Ароматные водные процедуры принимала и Мария Антуанетта.

Современная история

Компания Guerlain смогла изменить понятие об ароматной жидкости. Выпустив в 1920 г. Eau de Fleurs de Cedrat, туалетную воду уже не воспринимали, как духи, которые разбавили водой. Всем пришелся по вкусу скромный аромат с нотами цитруса.

Во времена Великой депрессии, которая длилась три года, к парфюмерии никто не проявлял интереса. Но сразу же после ее завершения интерес к ароматам резко вырос. Тогда и появилось два вида туалетной воды, выпущенных компанией Floris: «Red Rose», «English Violet».

После завершения II мировой войны широко распространились : «Muse» от Coty, «Vent Vert» от Pierre Balmain, «L’AirduTemps» от NinaRicci. Последнюю и сегодня можно найти в продаже. Модный дом Hermes выпустил свой первый аромат «Eau d’Hermes». А Dior представил в 1953 году свою туалетную воду «Eau Fraiche».

Сегодня существует очень много запахов, которые можно встретить только как туалетную воду. Чаще всего их производят для сильной половины.

Интересный факт: если туалетная вода изготавливается, как пара к духам, которые уже существуют, то в ней меняется не только насыщенность ароматическими веществами, а еще и сама композиция.

Такая практичная туалетная вода

В тот момент, когда производителям духов ароматические композиции показались очень уж «тяжелыми», их сменила туалетная вода. Переход производителей на ее выпуск оправдан. Духи имеют интенсивный, тяжелый запах, который не подойдет для применения в течение дня, особенно, если женщина проводит его на работе. Поэтому использовать духи начали чаще для вечерних торжественных или просто приятных моментов. Им на смену пришла туалетная вода - более легкая. В повседневной жизни она подходит, как нельзя лучше. Этим парфюмом разрешается пользоваться на работе. При желании аромат можно обновлять, нанося на кожу воду несколько раз.

Самая дорогостоящая туалетная вода

Данные статистики свидетельствуют: люди чаще всего покупают туалетную воду в ценовом диапазоне 10-80 долларов за 1 бутылочку, вместимостью 75 мл. Среди этого парфюма вряд ли встретишь брендовый аромат, ведь все бренды, известные в мире, не опускают цену ниже 100-150 долларов.

Для привлечения внимания к своим ароматам производители добавляют в композиции всевозможные вытяжки экзотических трав, феромонов животных. Стоимость воды может увеличиться, если налить ее в дорогостоящий флакон. Так, компания Clive Christian запросила за аромат «Imperial Majesty» 250 тысяч долларов. В истории она стала известна, как изготовитель самой дорогой туалетной воды. Сам флакон маленького размера, украшен бриллиантами, золотом. Содержимое этой изысканной упаковки имеет аромат, соединяющий ваниль Таити, индийский сандал, редкие эфирные масла. Всего фирма выпустила 10 таких упаковок туалетной воды. Кто стал владельцем флакончиков, является тайной.

Эта же компания выпустила самый дорогой мужской аромат «Clive Christian’s No.1». Флакон этой туалетной воды мастера решили выдержать в строгой форме, добавив на горлышко причудливое кольцо. Стоимость парфюма составляет всего 650 долларов. Clive Christian и сегодня выпускает этот аромат, поэтому каждый желающий может его приобрести.

Нельзя не отметить еще один парфюмерный бренд, который выпускает продукцию класса люкс. Компания Amouage основана в 1983 году. Сегодня она известна, как производитель самой дорогостоящей мужской туалетной воды. Называется аромат «Amouage Die Pour Homme». В нем можно услышать чувственные цветочные веяния. Аромат основан на нотках благовоний, цветов сливы, пиона. Вода помещена в винтажный флакон из розового золота и хрусталя. Эту туалетную воду можно купить за 250 долларов.

Как носить туалетную воду

  • Прежде чем наносить аромат воды, определите, насколько мужчина имеет рост выше Вашего. Если его рост намного превышает Ваш, то распылите воду на верхние части тела. Так запах быстрее дойдет до обоняния спутника.
  • Разбрызгивать на себя туалетную воду лучше сразу после душа. Чистая, влажная кожа значительно интенсивнее поглотит аромат. Распылять парфюм старайтесь на тело, не допуская попадания на одежду, ведь туалетная вода может испортить ткань.
  • Если нанести аромат на влажные волосы, приятный запах будет чувствоваться очень долго.
  • Если нужно нанести второй раз туалетную воду, увлажните место кожи кремом, можно лосьоном - аромат усвоится намного лучше.

Куда нанести аромат

Для нанесения парфюма есть специальные «правильные» места. Избранник обязательно оценит Ваш аромат, если туалетная вода будет нежно окутывать Вас.

За ушами не стоит брызгать туалетной водой из флакона. Так содержимое попадет на одежду, истратится зря. Побрызгайте парфюмом кончики пальцев и легко нанесите ими аромат за ушами, в мочки.

Верхнюю часть груди нужно орошать туалетной водой аккуратно, чтобы вокруг Вас создалась легкая дымка аромата. В этой части тела важно не переусердствовать с ароматом.

Подбородок душится легким прикосновением.

Немного eau de toilette нанесите между молочными железами, чтобы обеспечить ненавязчивый аромат, создать целостность композиции.

Любой аромат ярче проявится на тех местах тела, где повышается температура. Активнее всего реакция на нагревание пройдет под коленями. Именно это место является лучшим для нанесения парфюма.

На запястья аромат нужно наносить в самом конце — на каждое отдельно. Растирать между запястьями туалетную воду не стоит, чтобы аромат держался дольше.

Количество нанесения туалетной воды подскажет Вам тип аромата. Если он нежный и легкий, то чаще всего парфюм не очень стойкий. Вам нужно будет наносить его чаще. Более «густые» ароматы на коже будут держаться дольше, а потому достаточно нанести такую туалетную воду пару раз в день.

Учтите тип кожи

При распылении воды обязательно учитывать тип кожи. Темная, жирная гораздо лучше впитывает запахи, чем светлая, сухая. Туалетная вода выветривается несколько быстрее духов поэтому, если Вы обладательница смуглой кожи или имеете кожу повышенной жирности, то лучший вариант - бросить любимую воду в сумочку, чтобы при необходимости дополнительно надушиться.

Важно не наносить аромата слишком много. Даже если Ваша туалетная вода очень дорогая нужно помнить, что любой аромат нужно наносить в меру. Никому не понравится, если от человека разит духами.

Любимый аромат придает любой женщине уверенности, поэтому очень важно выбрать свой аромат. Туалетная вода менее стойкая, чем духи, но ее можно менять чаще, выбирая под настроение подходящий вариант.

На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим.

Большинство из нас не задумывается о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательными и неотразимыми.

Однако если хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.

Из глубины веков

Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине тысячелетий. В жизни первобытного человека значительную роль играло обоняние. Оно имело центральное значение в поиске животной и растительной пищи, оценке её годности, выявлении опасностей, хищников.

Свыше 15 тысяч лет до н.э. люди научились самостоятельно добывать огонь. Сидя у костра, бросая в огонь благовонные ветки можжевельника, кедра или ароматные травы, они ощущали душистый аромат.

Представляя небо обителью богов, высщих сил, которые в большинстве своём враждебно относятся к людям, человек искал средства их ублажить, получить защиту. Применяя проверенные средства - молитву, жертву и благовонный дым, он лелеял надежду избежать небесной кары.

Ритуал воскуривания как неотъемлемая часть обряда поклонения богам, высшим силам встречается во всех странах и культурах, он сохранился до нашего времени.

С большой уверенностью можно сделать вывод, что появление данного ритуала связано с общей эволюцией человека, его сознания, а не с проявлением какой-либо одной культуры.

В дальнейшем использование ароматических растений носило определённый смысл - улучшение вкусовых свойств пищи, целебное действие, умиротворение высших сил и т.д.

Первые духи – благовония

«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов.

С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым».

Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла.

Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан .

Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).

Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики.

Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов.

Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами.

Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ.

По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ.

Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее.

Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана .

Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.

Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери.

Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.

Использование духов становится индивидуальным

На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи.

Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью.

Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело.

Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы.

Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши.

Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам.

Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.

Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия.

Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве.

Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы , лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы.

Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога.

Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.

После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы.

В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ.

Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение.

Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи.

Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.

Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом.

Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.

Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.

Красивый сосуд для изысканного аромата

Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах.

Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор.

Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.

Духи распространяются по всему миру

С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах.

После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета.

У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни.

Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов).

Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло.

До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат.

Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.

В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами.

Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы.

Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае.

Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни.

Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах.

Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.

Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина.

В это время появляется «эссенция нероли », экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни.

Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.

Любой современный человек, который заботится о своем внешнем виде, использует различные парфюмерные средства. Они сегодня созданы в изобилии. Парфюмированные и туалетные воды, одеколоны, дезодоранты и духи не могут оставить равнодушными мужчин и женщин.

Чаще всего покупатели приобретают именно духи, которые являются самыми дорогими среди всех благоухающих жидкостей и при этом наиболее стойкими. Что такое духи, какова история их появления и чем они отличаются от парфюмированной воды, мы и выясним в нашей статье.

Значение слова духи

Итак, что такое духи? Это ароматная жидкость, которая представляет собой чрезвычайно запутанную концентрированную композицию. Чтобы создать уникальный аромат, современные парфюмеры используют палитру, состоящую из пяти-шести тысяч разнообразных амбре. Количество парфюмерных масел в составе определяет категорию, к которой и будет принадлежать итоговое вещество. Так, это могут быть собственно духи, содержащие около 40% чистой эссенции амбре, а может быть и туалетная вода, отличающаяся более легким и невесомым запахом. Итоговый продукт вполне может оказаться и лосьоном или одеколоном с двухпроцентным содержанием эссенции. А потому аромат такого средства окружающие не сильно смогут ощутить.

А что такое духи еще? Это ароматное средство высокой концентрации, которое содержит не только натуральные эфирные масла, но также и спирт. Благодаря этому аромат способен сохраняться долгое время, на протяжении которого и раскрывает свои необычайные качества.

Окунемся в прошлое

Что такое духи, сегодня знают даже дети. А много-много веков назад они считались чем-то чрезвычайным и магическим. Предшественниками духов считаются ароматы, и именно они дали жизнь этому парфюмированному средству.

В древние времена запахи служили культовым целям. Во время жертвоприношений, праздничных обрядов и священных ритуалов жрецы в курительницах сжигали корни растений, травы и цветы. Посредством запаха они стремились познать божественные тайны и соединить разных особ в едином эмоциональном порыве. А еще к древним людям пришло осознание того, что улучшить вкус еды можно, если сжигать смолы и дерево.

История создания духов берет свое начало от благовоний, которые в далеком прошлом курили в храмах на жертвенных алтарях. Благодаря этому влияние духов было распространено в пространстве и времени. Первые жидкие духи на базе эфирных масел и спирта появились во второй половине XIV столетия. Согласно легенде, монах подарил венгерской королеве Елизавете розмариновую воду. Принимая такую жидкость внутрь, королева излечилась от ужасного недуга.

А первая на планете парфюмерная фабрика была открыта во Франции в 1608 году. "Отцами" же современного парфюмерного дела считаются Энест Дальтроф, Франсуа Коти и Жан Герлен.

Про арабские духи

Арабские духи пользуются особенной популярностью. Еще их называют «итры», или «аттары». Их история берет свое начало из Древней Персии. Они были изобретены известным врачом Авиценной. Между прочим, стоимость одного миллилитра жидкости иногда была больше, чем стоимость золота. Такая высокая цена обуславливалась весьма трудоемким процессом их производства. Именно из-за этого во всех восточных государствах такие духи являлись одним из основных символов обеспеченности и высокого социального положения человека.

В Европе арабские духи впервые появились приблизительно в XV веке. Купить их можно было в аптеках, поскольку их воспринимали как панацею от множества недугов. И это вполне объяснимо - все ингредиенты восточных ароматных жидкостей - это энергетики, лекарства природного происхождения и антидепрессанты. Со временем арабские благовония покорили всю планету. К началу позапрошлого века их можно было приобрести в Америке, России и западноевропейских странах.

Феромоны в духах

Весьма разнообразной является современная парфюмерия. Духи с феромонами - одно из доказательств этого факта. Такие средства особенно востребованы среди женщин. Феромоны - это летучие, душистые вещества, которые малыми порциями выделяются животными в период спаривания и ухаживания. В небольших количествах феромоны присутствуют почти во всех духах. Это ароматы амбры и мускуса. Их применяют для того, чтобы благовония как можно лучше гармонировали с природным амбре кожи.

Основная функция духов с феромонами заключается в том, чтобы повысить привлекательность их носителя для особ противоположного пола.

Разновидности духов

Существует различная парфюмерия. Духи можно поделить на следующие категории:

  • Цитрусовые - живые, энергичные ароматы с нотами апельсина, мандарина или лимона.
  • Зеленые - ароматы, в которых преобладают аккорды зелени.
  • Фруктовые - универсальные духи, исполняющие роль повседневного благоухающего средства.
  • Восточные - экзотический парфюм, ориентированный на любителя.
  • Водные - неуловимые, но вместе с этим природные, насыщенные и стойкие композиции.
  • Пряные - духи, главная особенность которых состоит в том, что лишь в прохладную погоду они раскрываются наилучшим образом.
  • Древесные - букеты, сочетающие в себе современность и классику.
  • Цветочные - легкие и летние ароматы.

В чем разница

Кстати, очень часто люди духи и парфюмированные воды отождествляют между собой и не знают, чем отличается парфюм от духов. Парфюм, он же парфюмированная вода, в отличие от духов, содержит не 40% ароматического сырья, а только 12-13%. Из-за этого в композиции уменьшена доза базового аромата, а середина выражена более ярко. Нередко парфюм именуют «дневными духами», так как в дневную пору он является успешной заменой классических духов.


Французские духи - это словосочетание ласкает слух всех женщин на планете. Этот продукт приравнивают к произведениям искусства, страстно желают, берегут, «надевают» в свет и наслаждаются им в одиночестве. Некоторые даже одушевляют содержимое изящных флаконов, называя спутником богини или слугой ведьмы. Духи будоражат умы и обостряют чувства, за них готовы платить немалые деньги, с их помощью добиваются расположения. А путь развития европейской парфюмерии был усыпан отнюдь не лепестками роз. Скорее, иной субстанцией.

Кто и когда придумал духи

Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.

Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.


Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье - пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.

Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?

Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача - перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.

Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения - мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.


Требований к духам тех времен было немного - стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.

Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства - в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.

Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме

Еще один способ внести в образ изящный штрих - надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей - спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина - на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.

Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.

Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.


Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.

Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней

В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.


В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.

В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов - умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.

В конце XIX века духи обретают гендерную специфику - дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.

В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.


Аромат, который волнует душу... Это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними.

В этой секции ведущие ритейлеры парфюмерии представляют четыре «топовых» аромата, способных подчеркнуть вашу индивидуальность и стать удачным дополнением к современному имиджу:

Если какой-либо из парфюмов покажется вам заслуживающим внимания, вы можете получить более подробную информацию о нём и его акционной цене, пройдя по соответствующей ссылке...

Духи - это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Какова история парфюмерии? Как появляются духи на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его «своим» и неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах...

Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.

Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали нащи предки, когда ароматы служили культовым целям. История парфюмерии начинается с времён, когда жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей.

Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

История парфюмерии делает новый виток в XII веке, когда расширяются торговые отношения. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Вторая половина XIV века является ещё одним поворотным моментом истории парфюмерии. Тогда рождаются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел , которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.



XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в мире парфюмерная фабрика . Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги, князья и даже сам Папа римский.

В 1709 году происходит новый виток истории парфюмерии - в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой ». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием «одеколон ». Император Наполеон пользовал её до 60 флаконов в месяц.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия , когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. На фото внизу: Эммануэль Булле и Поль Пуаре на фабрике «Розин» в 1925 году.

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель , выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком «Chanel No.5 ». А после - духи продолжили эволюционировать: Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Сhуprе» («Шипр»), ставший впоследствии прародителем для целого шипрового семейства ароматов . Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые , ванильные и ярко выраженные животные ароматы .



Начало 20-х годов XX века - революция в истории парфюмерии. Были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём. В распоряжении парфюмеров появляются альдегиды , впервые использованные в «Chanel No.5 ». Количество новых духов в связи с этим резко возросло.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры . Переживают взлёт духи для мужчин . В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.

На начало 60-х приходится самый большой «бум» ароматов для мужчин.

В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые и тяжёлые амбровые ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые «свежие» озоновые и