Семейная психотерапия. Пример работы с семьей Виды семейной психотерапии

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия как самостоятельное направление психологической помощи возникло в 60-е годы XX века в США. У ее истоков стояли такие классики психотерапии как Муррэй Боуэн, Джей Хейли, Виржиния Сатир, Сальвадор Минухин, Карл Витакер и другие блистательные терапевты.

Основное отличие семейной психотерапии состоит в том, что она ориентирована на семью как группу взаимозависимых индивидов, исполняющих совместный «танец», где частная проблема одного члена семьи представляется одним из па общего взаимодействия. Любые изменения в одном из членов семьи неизбежно вызывают реакцию во всех остальных, которые иногда поддерживают эти изменения, но чаще пытаются вернуть все в исходную позицию.

Психотерапевтами разных школ и направлений давно был замечен тот факт, что возвращение в реальную семью после курса индивидуальной терапии может погубить самые обнадеживающие изменения в пациентах, отбросив их к прежним моделям поведения. Парадоксальными последствиями успешной индивидуальной терапии могут быть также резкое ухудшение супружеских взаимоотношений, возникновение новых проблем и заболеваний у остальных членов семьи. Известно, например, что после излечения мужа от алкоголизма супруги в 15% случаев разводятся в течение года.

Попытки предотвратить подобные явления дали импульс развитию семейной психотерапии, где в качестве объекта терапевтической помощи стала выступать вся семья в целом, а целью работы стало изменение скорее стереотипов взаимоотношений, чем персональных характеристик ее членов.

Пример работы с семьей

В кабинете семейного терапевта помимо него сидят четверо: мама (Женя, 41 год, агент недвижимости), отец (Николай, 45 лет, инженер, временно безработный) и двое их детей (дочь Валя, 12 лет, и сын Михаил, 9 лет).

Поводом обращения в семейную консультацию послужила возросшая агрессивность сына, его драки в школе и бесконечные конфликты с сестрой и родителями.

После небольшой дискуссии относительно погоды, движения на дорогах, недавнего визита к врачу, истории развития семьи и увлечений детей терапевт, завладев инициативой, начинает интервью.

Терапевт: Итак, тот, кто держит эту «волшебную палочку», поделитесь своими мыслями о том, что необходимо изменить для того, чтобы вашей семье жилось лучше? Кто начнет?

«Волшебная палочка» должна символизировать равный вклад в разговор всех членов семьи. Необходимо создать ситуацию, когда каждый член семьи смог бы высказаться. Одновременно, терапевт наблюдает за тем, кто пытается завладеть палочкой, кто кому ее передает и кого поддерживает в разговоре.

Мама: (беря палочку.) Я начну. Михаилу необходимо остановиться. Ему нужно научиться как-то справляться со своим гневом без вспышек ярости. На днях мы не могли его остановить в течение получаса. (Передает палочку мужу.)

Отец: Да, Женя права. Его поведение переходит все границы. А ты что думаешь? (Передает палочку дочери.)

Валя молчит и кажется смущенной.

Терапевт: Может быть, ты скажешь нам, что бы ты хотела для себя и своей семьи?

Валя: Чтобы Миша был поспокойней. (Передает палочку брату.)

Михаил отталкивает палочку.

Мама: Ты должен взять ее.

Терапевт: Хорошо, Женя. Вы даете детям понять, что вам бы хотелось выяснить, что происходит.

Михаил все еще сопротивляется и ничего не говорит.

Мама: Ты бы хотел, чтобы сестра давала тебе свой магнитофон.

Михаил: Ты читаешь мои мысли.

Терапевт: Не говорите за него. Вместо этого помогите ему найти свой собственный голос.

В этом фрагменте комментарий Миши о том, что мама читает его мысли, является сигналом для терапевта, сообщающим о том, что существует недостаток психологической независимости, и что в этой семье дети не говорят свободно о своих трудностях. Родители начинают высказываться от имени детей, когда стресс, вызванный запретной темой, становится слишком интенсивным. Предотвращая дискуссию, они поддерживают тем самым семейное равновесие, переводя острую боль в хроническое семейное напряжения. Задачей терапевта в данный момент является создание прецедента для безопасного обсуждения трудных семейных тем.

Отец: (Поддерживающим тоном.) Что для тебя важно?

Михаил:(Почти шепотом.) Когда вы и....(Продолжительная тишина.)

Терапевт: Хорошая работа Николай. Вы действительно пытаетесь ему помочь говорить за себя.

Мама: Миша скажи, что ты думаешь. Держать это про себя - тяжелая ноша. (Все еще тишина.) Может быть, тебе легче сказать это психологу после того как мы выйдем.

Терапевт: В действительности, если бы он был более откровенен со мной, чем с вами, это был бы повод для серьезного беспокойства. Так как тогда он бы доверял мне больше, чем Вам, а ведь я не его родитель.

Михаил: Я забыл вопрос.

Терапевт: Хорошо (родителям). Может быть будет лучше, если вы поможете Мише чуть позже найти свой голос своим собственным способом.

Мама согласно кивает и протягивает руку за палочкой.

Михаил сжимает палочку.

Терапевт: Похоже он пытается обрести свой голос. Я не уверен, что Миша думает, что ему можно говорить об этом. Убедите его, что он может сказать вам, что у него на уме.

Отец: Ты можешь быть с нами абсолютно откровенным.

Михаил вращает глазами, все еще держа палочку, и выглядит очень напряженным.

Терапевт: О, это так тяжело, когда одна часть тебя хочет что-то сделать, а другая часть - нет.

Михаил: (Вставая со своего кресла и поворачиваясь спиной к семье, говорит почти шепотом.) Чтобы ты и мама перестали драться.

Терапевт: (Родителям.)Это впечатляет. Вы оказались способны помочь Мише обрести его собственный голос. Вы помогли ему найти мужество выразить то, что его сильнее всего беспокоит.

Отец: (Негромко.) Да, действительно, у нас с женой есть определенные сложности.

Поддержка, которую терапевт оказывает попеременно детям и родителям, позволяет им впервые коснуться очень болезненных семейных тем в атмосфере безопасности и принятия.

Далее в разговоре выясняется, что после потери мужем работы между супругами около двух лет существует серьезное напряжение, обострившееся в последнее время, когда жена устроилась на относительно высокооплачиваемую должность. Накопившиеся обиды жены и страх со стороны мужа ее потерять приводили к серьезным столкновениям между супругами.

В связи с этим терапевтом была сформулирована гипотеза о включении сына в супружеский конфликт. Ссоры между родителями, которые иногда доходили до драк и не получали разрешения, нашли обходной путь через Михаила. Для семьи менее опасно если ребенок, а не взрослые, становится агрессивным. В случае с Мишей родители имели возможность продолжать отношения и взаимодействовать друг с другом не по поводу своих проблем, а по поводу проблем сына, тем более, что жалоб на его поведение было предостаточно. Поведение Миши, таким образом, играло важную роль для поддержания стабильности и безопасности семейной системы. Конфликтующим супругам намного труднее развестись, если у их ребенка имеется серьезная проблема и он нуждается в помощи. То, как члены семьи спонтанно расселись на приеме у терапевта также пространственно подтверждало его гипотезу. Миша сидел между родителями, а Валя несколько в стороне от семейной группы.

Основываясь на этом понимании, была сформулирована цель терапии, состоящая в помощи супружеской паре разрешить их конфликт, блокируя участие в нем Михаила, что должно повлечь за собой снижение агрессивности сына. Для этого терапевт продолжил работу по переформулированию проблемы как исключительно касающейся Михаила в проблему взаимодействий всех членов семьи. С супругами была проведена серия отдельных встреч без детей по преодолению их разногласий, которая позволила им сблизиться, лучше понять тревоги и желания каждого из них и разработать реальные планы по перераспределению ролей в семье и преодолению трудностей экономической ситуации. Параллельно с супружескими консультациями продолжалась работа со всей семьей, ориентированная на улучшение взаимоотношений между родителями и детьми.

Особым направлением является семейная психотерапия. Семья является важной ячейкой общества, но далеко не всегда внутри нее царят взаимопонимание и покой. Учитывая современные условия жизни, большую эмоциональную нагрузку, влияние внешних факторов, конфликты встречаются все чаще. Если не предпринять ответные меры, счастья достичь вряд ли удастся.

Семья является важной ячейкой общества, поэтому в психотерапии есть отдельное направление — семейная психотерапия

Семейная психотерапия представляет собой отдельное направление . Объектом воздействия в данном случае является семья, как единое целое, а также отдельные ее представители.

Внутренние взаимоотношения не всегда выстраиваются должным образом. Как следствие рано или поздно начинают возникать конфликты, которые не удается решить привычным путем. Атмосфера отношений портится, что чревато постоянным ощущением эмоционального напряжения, потерей взаимного уважения и доверия, разводом. Для предотвращения таких ситуаций и созданы семейное консультирование и семейная психотерапия. Специалист способен оказать помощь в преодолении кризисной ситуации и вывести членов семьи на верное направление.

Отдельного внимания заслуживает детская психотерапия. Именно дети оказываются в «центре огня» при семейных скандалах. Их психика страдает при неполноценности семьи, когда один из родителей не принимает участия в процессе воспитания своего чада. Хуже всего переносится разрыв отношений между матерью и отцом, а также применение неправильных методов воспитания, отсутствие доверительного общения.

В семейных скандалах нередко страдают именно дети, которые оказываются в «центре огня»

Цели и задачи

Нездоровые отношения внутри семьи, отсутствие правильного понимания роли этого кластера и его членов, возрастающая статистика разводов – все это стало причинами возникновения семейной психотерапии. На основании этого можно выделить основные цели и задачи отрасли :

  • общее улучшение отношений между членами семьи;
  • выработка чувств взаимоуважения;
  • культивирования взаимной поддержки в трудных ситуациях и сопереживания;
  • устранение тирании, более рациональное распределение ролей между членами семьи и распределение их обязанностей;
  • преодоление конфликтов, поиск путей решения текущих проблем;
  • устранение комплекса «козла отпущения», отхождение от перекладывания вины за происходящие недоразумения на одного человека;
  • поиск истинных причин конфликтов и неполадок в отношениях;
  • приучение к самоанализу и рациональной самокритичности;
  • выработка чувства терпимости к чужим ошибкам и оплошностям;
  • осознание и принятие различия взглядов;
  • выработка чувства независимости;
  • культивирование умения прислушиваться к чужому мнению;
  • развитие умения высказывать свои чувства партнеру;
  • соблюдение здорового баланса между всем вышесказанным.

Если у вас имеются проблемы такого рода, стоит обратиться в центр семейной психотерапии. Многим людям трудно признать, что им необходима помощь, а уж тем более пойти на сам сеанс. Здесь свою роль сыграло отсутствие доверия к специалистам этой отрасли. Чтобы убедиться в эффективности таких занятий, стоит посмотреть отзывы о семейных психотерапевтах. Они помогли спасти тысячи семей от разрушения и позволили им наконец обрести счастье.

Взаимоуважение в семье и общее улучшение отношений между всеми ее членами — одна из главных задач психотерапии

Этапы терапии

Сегодня применяются самые разнообразные техники семейной психотерапии. Их подбор и комбинирование осуществляются в соответствии с этапами прохождения терапии. В качестве классической модели можно представить следующее распределение :

  • Диагностический этап. Производится знакомство с семьей, определяется проблема и точный диагноз.
  • Преодоление конфликта. С помощью выбранной техники семейной психотерапии выясняются причины спорных ситуаций и осуществляется трансляция истинных позиций от одного члена семьи другому через посредника – психотерапевта. Производится анализ поведения и эмоций пациентов в разрезе конкретной ситуации.
  • Реконструкция отношений. Необходимо научиться решать проблемы коллективно, без лишних эмоций, строить конструктивный диалог.
  • Поддерживающий этап. Психотерапевт закрепляет полученные пациентами навыки с целью их дальнейшего использования при решении конфликтных семейных ситуаций. Проводится моделирование ситуаций для оценки поведения членов семьи и дальнейшей его корректировки.

Методы и приемы

Общество семейных консультантов и психотерапевтов ежегодно пополняет арсенал используемых для лечения методик и приемов. С их помощью удается гораздо более эффективно отыскать трудные положения и воздействовать на ключевые аспекты проблемы.

Психоаналитическая семейная психотерапия подразумевает тщательный анализ проблемной ситуации, эмоций и действий каждого члена семьи, а также их взаимодействия. На разных этапах используются следующие методы семейной психотерапии:

  • Недирективная методика – полная концентрация внимания на пациенте, его переживаниях, соотношении между истинными проявлениями поведения и внутренним «Я».
  • Супервизия – наблюдение, контроль и анализ. Супервизия в семейной психотерапии применяется в сочетании с аудио и видео технологиями.
  • Эмпатия – сопереживание, проникновенность чужими чувствами.

Важно сконцентрировать свое внимание на пациенте, его переживаниях, отношениях с другими членами семьи

В различных техниках семейной психотерапии используются такие приемы:

  • свободные ассоциации;
  • свободные дискуссии;
  • интерпретация;
  • моделирование и проработка ситуаций;
  • директива;
  • парадоксальная реакция;
  • анализ видеозаписей;
  • интервенция;
  • прояснение;
  • конфронтация;
  • отражение чувств;
  • информирование;
  • обратная связь;
  • вопрос;
  • толкование снов;
  • поощрение;
  • повторение;
  • использование молчания и т. д.

Основные техники

Рассмотрим более подробно используемые техники семейной психотерапии. Самыми популярными подходами являются:

  • Системная семейная психотерапия. В системной психотерапии понятие «семья» рассматривается, как единая система, поэтому воздействовать необходимо на внутренние связи между ее членами.
  • Бихевиористская техника семейной психотерапии. Основным объектом исследования являются поведенческие мотивы, моделирование ситуаций и реакции участников тренинга.
  • Социометрическая. Производится своеобразное измерение социальных отношений внутри семьи, изучение внутренней иерархии.
  • Интегративная семейная психотерапия. Используются приемы, направленные на восстановление целостности личности. Так как подразумевается интегративная семейная психотерапия, конечной целью является восстановление целостности семьи.
  • Структурная техника семейной психотерапии. Семья рассматривается как система, внутри которой имеется своя структура из подсистем, учитываются индивидуальные поведенческие факторы ее членов.
  • Стратегическая психотерапия для семьи. Психотерапевт четко определяет проблему и ее суть, направляет усилия на ее устранение, ориентируясь на промежуточные цели. Благодаря стратегической семейной психотерапии удается эффективно устранить конфликт в краткие сроки.
  • Парадоксальные техники семейной психотерапии. Придание нового значения старым позициям, «выворачивание наизнанку», использование провокаций и т. д.

Для психотерапевта важно определить суть проблемы для того, чтобы решить ее правильно

Индивидуальные и групповые занятия

В центре семейной психотерапии можно получить помощь в решении самых разнообразных проблем. В связи с этим применяются как индивидуальные, так и групповые занятия. Оптимальным вариантом является сочетание обоих подходов.

Индивидуальные занятия отличаются более тесным взаимодействием врача и пациента. В семейной практике к индивидуальным практикам относятся сеансы для пар, то есть конкретно для каждой семьи. Удается более подробно разобрать проблему, существующую в данный момент, проследить развитие ситуации, особенности взаимоотношения между членами семьи.

В некоторых случаях более эффективной является групповая техника семейной психотерапии. Занятия проводятся одновременно для нескольких пар. Это позволяет сравнить реакцию разных людей на одну и ту же ситуацию, лучше раскрыть суть проблемы. При этом нужно учитывать особенности каждого пациента и подбирать семьи со схожими проблемами, равным социальным положением, уровнем образования и т. д.

Некоторые тренинги проводятся раздельно для мужчин и женщин. Это своеобразная подготовка перед основной терапией, помогающая избавиться от защитных реакций, провоцирующих конфликты.

Детская психотерапия

Отдельного внимания заслуживают специальные техники, ориентированные на работу с детьми. Поводом для посещения детского психотерапевта являются такие ситуации:

  • чрезмерная активность, невнимательность;
  • неврозы, приступы и прочие симптомы нервных расстройств;
  • трудности в общении и нахождении в обществе;
  • внутрисемейные конфликты между родителями и детьми;
  • подозрение на отклонения в развитии;
  • странное поведение;
  • агрессивность;
  • непослушание;
  • поведенческие расстройства;
  • аутизм;
  • необоснованные страхи, тревожность;
  • эмоциональные потрясения, например, на фоне развода родителей и т. д.

При выявлении специфических движений, мимики, своеобразных обрядов проводится курс семейной психотерапии для коррекции тиков ребенку. Его суть заключается в выявлении причин появления такой реакции, выполнении специальных гимнастических упражнений. Важно приучить ребенка к сопротивлению, то есть блокировать желание осуществить то или иное действие, являющееся тиком.

Важно учитывать особенности детской психики. Дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, они легко поддаются внушению. К тому же в раннем возрасте закладываются те поведенческие основы, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека и формируют его личность.

Детская психотерапия подразумевает различные подходы и методы, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение

Примеры упражнений

Рассмотрим несколько простых упражнений семейной психотерапии, которые можно использовать даже в домашних условиях.

Упражнение 1. Умение слушать. В течение 5 минут один человек из пары должен слушать своего партнера и не перебивать. Можно лишь задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше вникнуть в ситуацию. Затем происходит обмен ролями. Так можно вникнуть в суть конфликта и рассмотреть его с точки зрения обоих партнеров, научиться высказываться и слушать.

Упражнение 2. Распределение ролей. Сделайте два одинаковых списков с обязанностями, которые должны выполнять члены семьи и ролями, которые они играют в этой системе. По шкале от 1 до 3 распределите насколько часто вы и ваш партнер выполняете эти пункты (1 – редко, 2 – часто, 3 – постоянно). Выполнять задание нужно самостоятельно, ориентируясь на свое восприятие ситуации. Затем можно заполнить аналогичный список по отношению выполнения обязанностей вашим партнером. В конце сравните результаты.

Упражнение 3. Закончить предложение. Необходимо завершить начатое предложение и сравнить свою версию с реальной. Например:

  • я сержусь, когда…
  • мне нужна помощь мужа/жены в…
  • чаще всего мы ссоримся, потому что…

Подобные упражнения можно выполнять не только для выяснения отношений между мужем и женой, но также для детей и родителей.

Обучение психотерапии

Навыки семейной психотерапии, обучение этой специальности – очень полезный опыт для современного человека. Умение решать супружеские конфликты и проблемы в отношениях родителей и детей может пригодиться в любой момент. Пройти курсы обучения можно по программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия».

Обучение навыкам семейной психотерапии поможет быстрее решать возникающие конфликты

Качественные занятия включают теоретическую часть, то есть введение в системную семейную психотерапию. После знакомства с основами курса на лекциях следует разбор материала на групповых семинарных занятиях с моделированием типичных ситуаций и разработкой тренингов. Обязательной составляющей является практическое оттачивание навыков. Таким образом, обучение системной семейной психотерапии должно включать очную супервизию, когда преподаватель наблюдает за работой своего подопечного с реальными семьями и их проблемами.

Возможность решения внутрисемейных конфликтов позволяет сохранить теплые отношения, избежать ошибок в отношениях и воспитании детей!

Поскольку целью консультирования является изменение всей системы семейного взаимодействия, то фокус проблемы должен сдвигаться от Я и Ты к паре вместе (Кратохвил С., 1991, Меновщиков В.Ю., 2000). Только после подобного переформулирования возможно изменение и разрешения проблемы. В этом состоит суть системного подхода к проведению индивидуальных семейных консультаций.

В основе системной теории лежит предположение о том, что психологические и социально-психологические феномены семейного взаимодействия невозможно понять и объяснить только на основе линейных причинно-следственных связей, По мнению М.Г. Бурнящева, большинство из них скорее являются включенными в связи, похожие на цепи автоматического регулирования, и находятся под влиянием комплексных процессов обратной связи. Это значит, что причина становится следствием, а следствие - причиной.

В рамках системного подхода к разрешению семейных проблем было представлено значительное количество разнообразных концепции, наиболее известными из которых являются структурные (С. Минухин) и стратегические (Дж. Хейли, С. Паяащдоли) теории семейной психотерапии и консультирования. В их рамках были разработаны представления о том, как самым оптимальным образом «функционирует» семья, а разработанные терапевтические вмешательства были направлены на то, чтобы привести семью из «дисфункционального» в «функциональное» состояние.

Системный подход избегает понятия «патологические семьи», в его рамках рассматриваются семьи или группы, которые плохо функционируют. При этом могут быть нормально функционирующие системы, создающие "проблемный" случай совершенно внезапно. Поэтому, когда такие семьи приходят за консультацией, принимаются во внимание все члены семьи. Консультант старается понять каждый элемент системы семьи, в которой живет человек, попавший в затруднительную ситуацию. Системные терапевты не только пытаются найти дефекты системы. Они также стараются выяснить, какие ее элементы функционирует хорошо, поскольку это делает возможным улучшение или преодоление переживаемых трудностей. Именно таким образом часто обнаруживается, что семья уже пробовала найти свое собственное решение и даже прошла долгий путь в определенном направлении. Если это не удается, то только потому, что предложенное решение порождает собственные проблемы. Выход состоит в том, чтобы попытаться придать новое направление линии поиска решения, но это может быть сделано только при условии изменения первоначального подхода, т.е. если проблема начнет рассматриваться членами семьи по-другому, в новом свете.

В рамках структурной семейной терапии С. Минухина реализуются достаточно директивный подход к разрешению семейных проблем. Основные положения теории С. Минухина являющиеся основой разработанного им подхода состоят в том, что :
1. Духовно-душевная жизнь не является исключительно внутренним процессом. Каждый человек и его окружение находятся в отношениях взаимодействия.
2. Изменения в структуре семьи способствуют изменениям в поведении (отношениях) и в интрапсихических процессах членов семьи,
3. Поведение терапевта, работающего с семьей, становится частью контекста, терапевт и семья образуют новую систему. Таким образом, терапевт признает себя частью системы, которую пытается изменить (Силяева Е.Г., 2002)

Согласно точке зрения С. Минухина, основной функцией семьи является защита ее членов друг от друга и от постороннего вмешательства. Именно поэтому, по его мнению, равновесие между чувством защищенности и переживанием состояния разлуки имеет большое значение. В связи с эти автор вводит понятие семейных «границ», занимающее в его концепции центральную позицию. Для оптимального функционирования семьи важно, чтобы подсистема родителей и подсистема детей (сиблингов) были «хорошо» разграничены между собой, причем важно, чтобы это разграничение сочеталось с эмоциональная близостью, доверительностью и т.д. Если границы внутри семьи слишком жесткие, формируется так называемый «изолированный)) тип семьи, если размытые или нечеткие - «запутавшийся». Между этими полюсами стоят семьи с прозрачными границами, через которые члены семьи могут «хорошо» взаимодействовать, не стирая и не нарушая их (Кратохвил С., 1991).

При проведении консультативной и терапевтической работы С. Минухин придает большое значение созданию терапевтической системы . Этот процесс предполагает:

  • «принятие» терапевта в семью;
  • признание его профессионального авторитета (роли штурмана);
  • системное определение проблемы (которая часто оказывается иной, чем та, с которой обратилась семья);
  • системное определение цели (и она может отличаться от той, с которой пришла семья);
  • составление терапевтического договора (контракт), в котором оговариваются рамки консультативного процесса, установка, оплата и т.д.

Структурное консультирование предполагает, прежде всего, изменение структуры заявленной проблемы. Для этого изначально консультант выслушивает ее определение каждым членом семьи, выясняя, таким образом, способы ее субъективного конструирования. Как правило, по мнению С. Минухина, в возникновении проблемы обвиняют того члена семьи, которого эта проблема больше всего касается. При этом сам Минухин избегает употреблять термина «вина». В соответствии с основными принципами системного подхода, он отмечает, что трудности семейного взаимодействия - результат действиядисфункциональной системы отношений, которую необходимо изменить. Трансформация в сознании членов семьи структуры проблемы, через введение конструкта об ее общей принадлежности позволяет изменить способы построения отношений в семье. Принятие на себя ответственности за проблему способствует ее разрешению. Индивид включается в систему отношений, связанных с данной проблемой, таким образом, происходит трансформация отношений в семье, объединение усилий ее членов в плане разрешения имеющихся трудностей по схеме, намеченной в процессе консультирования. Такое построение терапевтического процесса, позволяет, по мнению С. Минухина, успешно разрешать самые разнообразные проблемы, возникающие в семейной системе.

Основоположником стратегической семейной терапии, концепция которой также разрабатывалась в рамках системного подхода, был Дж. Хейли. Стратегическая семейная терапия предполагает разработку специфических стратегий для решения существующих в семье проблем. Особенностью данного подхода является то, что консультант отказывается от сравнительно многих данных (анамнез, история семьи и т.д.) и сосредоточивается исключительно на обозначенной проблеме и детальном описании механизмов, ее поддерживающих. Консультанты отмечают, что зачастую попытки, которые люди (пары, семьи) предпринимают для решения существующей проблемы, приводят к прямо противоположному результату, т.е. к ее стабилизации или обострению. Возникает заколдованный круг, способный привести к серьезному кризису в семье. В связи с эти объектом воздействия для консультантов, работающих в рамках стратегической концепции, является не сама семья, а симптом или проблема, заявляемая ее членами. При направлении воздействия на симптом предполагается, что изменение в этой точке повлечет за собой и другие перемены. Действительно, ситуация в браке часто меняется к лучшему, когда, например, ослабевает или прекращается симптоматичное поведение ребенка, если родители перестают спорить о том, как правильно обращаться с ним. Вместе с тем, в стратегической концепции считается не столь важным, было такое поведение ребенка причиной или следствием существующей проблемы, т.е. речь в данном случае идет о коррекции конкретного нарушения, через которую происходит изменение общей ситуации в семье.

П. Вацлавик, Уилкенд и Фиш (Эйдемиллер Э.Г., 1999) описывают четырех шаговую стратегию продуцирования изменений в семье :
1. Определение семейной проблемы (предполагается также как и в предыдущем подходе подчеркивание того, что эта проблема принадлежит и касается всех членов семьи, а не кого-то одного из них).
2. Определение того, что сделала семья для разрешения данной проблемы с особым выделением и акцентированием того, что не сработало в этом процессе, не позволило достичь успеха.
3. Установление семейной цели. Цель и направленность изменения должна установить сама семьи, поскольку то, что хорошо для одной системы может совершенно не подходить для другой.
4. Разработка терапевтического вмешательства, разрушающего привычные модели взаимодействия, которые и составляют проблему.

Консультанты, работающие в рамках данной концепции, значительное внимание уделяют формам организации семей. Как и в структурных техниках, здесь подчеркивается важная роль ясных (четких) иерархий в семьях. Например, родители психотичного подростка, первый раз сбившегося с пути, поощряются к тому, чтобы установить их сыну ясные границы, что создаст основу для душевного равновесия, поможет ему сориентироваться и в конечном итоге лишит смысла (сделает ненужным) психотичное поведение. Практически то же самое относится и к асоциальным подросткам, чье поведение почти всегда можно понять, если рассматривать его на фоне расшатавшейся семейной структуры. Поведение асоциальной молодежи, по мнению Дж. Хейли, может быть реакцией на структуру семейной системы, в которой границы стерты и расплывчаты, где часто встречаются коалиции нескольких поколении.

Помимо описанных консультативных концепций в рамках системной семейной терапии были разработаны и другие, не менее интересные теории психологического воздействия: семейная терапия, ориентированная на развитие В. Сатир, концепция Б.Хелленгера, модель нескольких поколений Х.Штирлина, рефлексирующая команда Т. Андерсена и др.

1950-е. Системная семейная терапия возникает одно-временно в США и Европе, вбирая идеи кибернетики и теории коммуникации. Врачи, антропологи, математики и психологи разработали представления о структуре семьи, ее кризисах, системе обратной связи. Психотерапевт Вирджиния Сатир (Virginia Satir, 1916–1988) была первой, кто рассматривал как клиента семью в целом. Британский антрополог Грегори Бейтсон (Gregory Bateson, 1904–1980) создал теорию двойного послания. Это сообщение-парадокс: например, мать словами выражает любовь к ребенку, но ее поведение говорит о враждебности.

Определение

При системном подходе клиентом становится не один человек, не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (включая детей), а как результат функционирования семьи в целом как системы, которая постоянно развивается. Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.

Принцип действия

Проблемы одного из членов семьи указывают на нарушенные отношения внутри семьи. Психотерапевт старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для терапии. Системная семейная психотерапия исследует то, как члены семьи общаются друг с другом, и часто проходит с использованием ролевых игр. В некоторых случаях рассматривается еще и семейная история, которая также может быть источником нынешних проблем. В ходе терапии меняется вся семья и система отношений в ней, и вследствие этого меняется поведение ее членов.

Ход работы

Системный семейный терапевт может работать со всей семьей, с парой или отдельно с кем-то из членов семьи, в том числе с ребенком. В ходе беседы он анализирует привычные формы поведения клиента и его способы эмоционального реагирования на слова и поступки значимых людей. Также рассматриваются семейные правила (например, как и на что тратят деньги) и семейные мифы (представление семьи о том, кто такие «мы»; например, в мифе «дружная семья» тот, кто плохо подумает о родственниках, считается плохим). Затем совместно с клиентом терапевт ищет новые способы взаимодействия, которые повышают качество жизни и взаимоотношений клиента или семьи.

В работе может быть использована генограмма – нарисованная со слов клиента схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает обнаружить скрытый в семейной истории источник проблем, который заставляет членов семьи вести себя определенным образом.

Показания к применению

Сексуальная дисгармония, трудности в общении между родителями и детьми, сложности с созданием длительных отношений, утрата близкого человека, развод, психосоматические расстройства, нарушения поведения ребенка, эмоциональные проблемы детей – темой для консультации может стать любая ситуация, которая беспокоит семью. Семейные терапевты работают и с проблемами подростков, такими как зависимость, попытки самоубийства, нарушения пищевого поведения. Некоторые заболевания, например депрессия или фобия кого-то из членов семьи, затрагивают семью в целом. Семейная системная терапия помогает справиться с этими проблемами, если становится понятен скрытый смысл симптома.

Как долго? Сколько стоит?

Прием длится 1–1,5 часа. Обычно встречи происходят раз в неделю. Семейная система обладает достаточной гибкостью, поэтому в каких-то случаях бывает достаточно одной или нескольких консультаций, но иногда требуется и длительная помощь (до 30–40 консультаций). Цена одного приема в среднем 2500 рублей.